Анатолий Бибилов сегодня впервые ответил зкс-президенту Южной Осетии Эдуарду Кокойты, на прошлой неделе раскритиковавшему югоосетинские власти из-за дела Татунашвили. Он отметил, что неприятно слышать такое от некоторых политиков, которые «считают себя политическими тяжеловесами» и «начинают худеть от того, что отошли от финансовых средств России, которые они использовали в своих целях». Эта реплика вызвала возмущение сторонников бывшего президента в соцсетях. Анатолий Бибилов лично включился в полемику в Facebook.
Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов, обсуждая итоги 43-го раунда Женевских дискуссий с полпредом по вопросам постконфликтного урегулирования Муратом Джиоевым, впервые прокомментировал критическое заявление бывшего президента республики Эдуарда Кокойты в адрес югоосетинских властей в связи с делом Татунашвили:
«Неприятно слышать некоторых политиков, которые выносят подобные дела на политический уровень. Многие политики, считающие себя политическими тяжеловесами, начинают худеть от того, что далеко отошли от финансовых средств России, которые они использовали в своих целях. Сейчас им ничего не осталось, кроме как обвинять руководство Южной Осетии в каких-то неправильных действиях. Мы все сделали правильно», – заявил президент.
Несмотря на то что Бибилов не называл никаких фамилий, сторонникам Эдуарда Кокойты не составило труда определить, о каком политике шла речь. Они выставили президенту встречные вопросы на его странице в Facebook:
«Анатолий Ильич, кого Вы имеете в виду под "многими политиками, считающими себя политическими тяжеловесами"? Кто отошел и кто подошел к финансовым средствам России? Каков размер финансовых средств, «использованных в личных целях»? Вы же позиционируете себя открытым для диалога политиком, которому несвойственно делать голословные обвинения и оскорбления, поэтому очень рассчитываю получить ответы на вопросы, которые вызваны Вашим комментарием».
В ответ президент лично вступил в полемику с оппонентами, пояснив, что выскажет претензии Кокойты открыто при встрече:
«Никогда никого не запугивал и прямо озвучу ему самому!!! Надеюсь, что он лично от меня получит ответы», – ответил Анатолий Бибилов.
На критику экс-президента первым еще на прошлой неделе отреагировал спикер парламента, председатель политсовета партии «Единая Осетия» Петр Гассиев. Он потребовал от других депутатов также выступить с осуждением Эдуарда Кокойты:
«Любой депутат, который чувствует себя частицей осетинского общества, должен высказать свое мнение по поводу данного заявления. Ему была оказана медицинская помощь. Наши врачи два раза заводили ему сердце, когда Татунашвили привезли в реанимацию, но спасти его не удалось. Никто его там не убивал. Скажите, пожалуйста, при всем богатстве фантазии, кому могло быть на руку такое заявление Кокойты, кроме грузинской стороны?» – сказал Гассиев.
Лидер парламентской партии «Единство народа» Владимир Келехсаев назвал недопустимым ультиматум Гассиева:
«Это неправильно. Это несерьезно, в ультимативной форме требовать, чтобы все дали интервью. Почему мы все должны это делать? Кто хочет, тот даст, кто не хочет, тот не даст. По-моему, никто из депутатов не высказался по этому вопросу. Наша партия не стала делать каких-то заявлений. Депутаты от нашей партии ничего не говорили и не высказывались на эту тему».
Депутат парламента от «Народной партии» Амиран Дьяконов говорит, что отсутствовал во время выступления Гассиева, но призыв спикера не был поддержан парламентариями:
«Я не желаю затрагивать эту тему. Чем меньше мы будем затрагивать эту тему, тем лучше нам и тем хуже будет нашим противникам, потому что все это уже выходит за рамки. Произошла смерть человека. Это трагедия. Насколько я знаю, проводилась доследственная проверка. Это полемика, и актуализация данной проблемы постоянно в СМИ вредит интересам Осетии и идет вразрез с нашими интересами. И я бы посоветовал действующим лицам сбавить обороты по данному вопросу».
Напомним, 28 марта Эдуард Кокойты дал интервью агентству ANNA-News.info, в котором усомнился в официальной версии Цхинвала о том, что погибший после допроса в КГБ Арчил Татунашвили был диверсантом. Бывший президент назвал случившееся спланированной провокацией против Южной Осетии и России, в которой, возможно, участвовали югоосетинские власти:
«Если он был диверсантом, то надо предоставлять доказательства. Но в данном случае это провокация против Российской Федерации с далеко идущими последствиями, и, к большому сожалению, я не исключаю, что в этой провокации завязано и руководство Южной Осетии. Иначе как это объяснить? Грузия снимает информационные сливки, все международное сообщество опять грозит Российской Федерации. Дело уже приобрело международный резонанс, в Грузии хотят выставить санкционный список наподобие «списка Магнитского». Дело Татунашвили может стать поводом для Запада и Грузии организовать ревизию событий 2008 года», – заявил Эдуард Кокойты.
Кроме того, Кокойты заявил, что югоосетинская сторона нарушила обещание, данное Патриарху всея Руси Кириллу, что тело Татунашвили будет передано семье 7-8 марта.
После выхода этого нашумевшего интервью на одном из пропрезидентских сайтов появилась статья, в которой автор обвинил экс-президента в «манипуляции сознанием населения через СМИ» и отметил, что политик участвует «в борьбе за власть и подготовке к парламентским выборам в 2019 году».
Югоосетинский эксперт Юрий Вазагов отмечает, что налицо обострение политической конкуренции:
«Политическую конкуренцию в Южной Осетии никто не отменял, политические процессы идут своим чередом. Но дело Татунашвили не входит в десятку главенствующих тем для Южной Осетии, и я бы не стал преувеличивать этот спор. Он быстро сменится другими темами».
Источник из окружения экс-президента Эдуарда Кокойты отмечает, что «официальная версия властей Южной Осетии об инциденте с Татунашвили несостоятельна». При этом мой собеседник подчеркивает, что «открытого конфликта между Бибиловым и Кокойты нет, но предполагает, что дальше будет жарче. Даже без учета предстоящей выборной кампании уже понятно, что действия и решения властей по всем более или менее серьезным, злободневным вопросам в республике встречают непонимание и отторжение в обществе».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия