В результате завала в шахте в Ткибули погибли шестеро шахтеров, трое получили увечья. Самому старшему было 59 лет, младшему – 26. В прошлом году трагическое происшествие на той же шахте унесло жизни четверых горняков. Профсоюзы и неправительственный сектор в очередной раз призвали власти предпринять действенные шаги по ужесточению трудового законодательства.
Уголь в ткибульских шахтах добывают с 1847 года. На предприятии, добывающем до 600 тысяч тонн угля ежегодно, работают более тысячи человек. Его собственником является холдинг «Индустриальная группа Грузии» (GIG), годовой доход которого превышает 160 миллионов долларов.
Нынешняя трагедия далеко не первая, их череда берет начало с самого дня открытия шахт в 2006 году. По информации НПО «Зеленая альтернатива», с 2009 года погибли 26 человек, десятки получили увечья. Никто и никогда не был привлечен к ответственности – все было списано на несчастные случаи. Прибывший на место глава Минэкономики Дмитрий Кумсишвили также был склонен трактовать происшествие как несчастный случай:
«По последней информации, полученной от специалистов, это был несчастный случай. Однако мы должны быть от них застрахованы, и подобное не должно происходить. Окончательные ответы на вопросы должно дать следствие. Если возникнет необходимость, мы обязательно ужесточим правила безопасности».
По заверению директора шахты Джамбула Джакели, произошла техногенная катастрофа – внезапное разрушение горных пород, и последующая за этим мощная воздушная волна:
«Последняя плановая проверка шахты Службой надзора и Минздрава была проведена несколько месяцев назад, и нарушений норм безопасности выявлено не было. Обрушения штреков на месте гибели рабочих не наблюдалось – мы свободно зашли и подняли тела на поверхность. Их гибель произошла в результате воздушной волны. Пока не до конца ясна причина ее возникновения – возможно, были подземные толчки, которые инициировали горный удар».
Говорит Дали, супруга пострадавшего Георгия Никабадзе:
«Он работал в ночной четвертой смене. Проработал в выработках 30 лет. Оклад – 800 лари (330 долларов). Вынужден был работать, несмотря на возраст, другой работы в городе нет, на это и существовали. Я все время боялась, когда он уходил на работу, там небезопасно. Как мне сказали коллеги, вины рабочих в происшествии нет».
Владельцы и власти не в первый раз выдвигают до начала следствия версию о горном ударе. В последний раз аналогичное определение было вынесено 28 января 2014 года. Проблемы с безопасностью труда на шахтах Ткибули не раз становились причиной недовольства горняков. Так было в ноябре 2012 года и в октябре 2014 года, когда участники забастовки вместе с требованием по увеличению окладов выдвинули администрации требования по созданию безопасной обстановки в забоях.
В Объединенных профсоюзах Грузии считают, что, несмотря на неоднократные обещания, власти ничего не сделали для наделения инспекции труда реальными полномочиями. Начальник инспекции по трудовой безопасности профсоюзов Ника Какашвили привел статистику по смертям на производстве: только в нынешнем году в Грузии погибли 18 человек, получили увечья 12, в прошлом году погиб 41 человек, пострадали 66. А в период с 2011 года по 2016-й включительно на рабочих местах пострадали 776 и погибли 270 работников:
«Шахта является предприятием повышенного риска, но, согласно новому законодательству, допуск трудовой инспекции туда разрешается не чаще одного раза в году. В случае внеплановой проверки потребуется санкция суда. Разумеется, в нашем случае закон несет номинальный смысл, так как тут в шахтах необходим постоянный мониторинг – надо проверять все, включая вентиляцию и укрепление выработок. Поэтому никто не будет нести ответственность до тех пор, пока не будут приняты жесткие нормы и не будет разработан эффективный механизм по их исполнению».
Об ответственности властей говорят и в НПО «Центр мониторинга и обучения прав человека». Правозащитник Лина Гвинианидзе говорит, что настала пора поставить этот вопрос со всей серьезностью:
«Причины случившегося надо искать в проводимой экономической командой правительства политике, которая служит лишь защите интересов и обогащению крупного бизнеса за счет жизни и здоровья граждан. Власти в лице министра экономики Дмитрия Кумсишвили усиленно блокируют все инициативы, направленные на совершенствование трудового законодательства. Думаю, настала пора коренным образом пересмотреть проводимую властями экономическую политику, в противном случае число погибших и покалеченных будет расти».
В связи со случившейся трагедией в МВД возбуждено дело по статье 240 «о нарушении норм безопасности при проведении горных работ». Виновным в преступлении грозит тюремное заключение сроком до пяти лет.