В эти дни в Абхазии в рамках празднования 150-летия великого русского писателя Максима Горького, который неоднократно, начиная с 1892 года, бывал здесь, находятся его правнучка Екатерина Александровна Пешкова с мужем Евгением Барченковым, другие гости из Москвы: Оксана Коротеева – ответственный секретарь Культурного форума регионов России, Зелимхан Магомадов – президент НКО «Фонд поддержки и развития отечественной культуры, театрального искусства, русского языка МТФ «Русская классика». Сегодня их принимал президент Абхазии Рауль Хаджимба, который отметил, что в Абхазии хорошо знакомы с творчеством Максима Горького. Он относится к тем людям, которые всегда будут многому учить последующие поколения. Затем они побывали в Абхазском госуниверситете, где встречались с его студентами и преподавателями во главе с ректором Алеко Гварамия. А в Национальной библиотеке им. Ивана Папаскир состоялась их встреча с абхазскими писателями.
Но начну все же со вчерашнего дня, когда гости побывали в селе Адзюбжа Очамчырского района. Именно близ этого села, на берегу реки Кодор 24-летний «босяк» Алексей Пешков, будущий Максим Горький, принял роды у орловской крестьянки, как и он, участвовавшей в строительстве шоссейной дороги Новороссийск – Батуми, а затем описал эту историю в знаменитом рассказе «Рождение человека». В советские годы в Адзюбже была построена и многие годы работала больница, названная «Рождение человека», установлен памятник с таким же названием – мать, прижимающая к себе дитя. В этом селе сейчас живет председатель правления благотворительного фонда «Хочу верить» Юлия Павлюченкова, и именно этот фонд совместно с Союзом журналистов Абхазии во главе с Русланом Хашигом задумал несколько месяцев назад и осуществляет данный проект.
Возложив цветы к памятнику «Рождение человека», участники юбилейных мероприятий посетили сельский дом, в котором в 1929 году, во время своего последнего посещения Абхазии жил некоторое время Горький. Тогда в нем жила семья Делба, сейчас дом принадлежит Беслану Киуту. Юлия Павлюченкова поделилась планами о создании здесь музея:
«Мы обратились в Нижегородский и Самарский музеи Горького, которые очень серьезно проводят эту работу. Они пошли навстречу и нам подготовили концепцию преобразования этого дома. Но не просто как дома-музея, потому что... Ну, дом-музей сейчас, с одной стороны – да, хорошо. Но мы живем в XXI веке, и должны быть технологичные новинки, современные методы передачи информации. Одну комнату восстановят в формате того периода, периода Максима Горького, того момента, когда он здесь жил, путешествовал. А две другие комнаты мы будем использовать как мультимедийное пространство, место, где можно пригласить класс, посадить их, показать фильм – о Горьком или по произведениям Горького»:
Во время посещения адзюбжской средней школы участники поездки ознакомились с экспозицией на тему «Горький и Абхазия», подготовленной школьниками, побывали на концерте, где те читали произведения писателя, показывали сценки из них. Правнучка Горького Екатерина Пешкова (ее родословная такова: у сына Горького Максима была дочь Дарья, вышедшая замуж за актера театра и кино Александра Граве, их дочь носит фамилию матери и знаменитого прадеда, у нее есть сыновья Алексей и Тимофей) сказала:
«Я хочу поблагодарить за то, что нас пригласили. Я очень тронута. Вы знаете, очень трудно говорить, потому что... То, что мы здесь увидели, и такое отношение к Алексею Максимовичу... Ну, это не сравнить ни с чем. Мы как-то привыкли к Москве… там чаще всего отрицательное отношение. Почему-то... Вот, а у вас... И все такие сердечные... Просто поклон. Поклон людям, которые помнят, чтят и любят...»
А затем в Национальной библиотеке имени Ивана Папаскир состоялась презентация получасового документального фильма канала «Абаза-ТВ» «Максим Горький. Абхазские очерки». Кстати, сегодня в восемь вечера по местному времени демонстрация этого фильма началась на этом канале. А на презентации автор фильма Лиана Эбжноу сказала: «Мы сняли этот фильм, потому что Максим Горький был в Абхазии не раз, более того, спустя десять лет после первого пребывания здесь написал на основе воспоминаний о нем два рассказа – «Рождение человека» и «Калинин».
О работе над фильмом она сказала так:
«И на этот раз меня в очередной раз удивили наши люди. Тем, что они готовы были рассказать нам все. Они готовы были искать фотографии, какие-то предметы домашнего обихода. И даже мы в Новом Афоне – там гостил один вечер Максим Горький, в последний приезд в 29-м году, в семье Исмаила Бутба. Это известный абхазский сказитель, и в одно время он был еще настоятелем Новоафонского монастыря. Так вот, в этом доме сохранился, представьте себе, самовар, за которым пили чай Максим Горький и дедушка нынешних обитателей дома – сам Исмаил Бутба».
То, что ЮНЕСКО включило этот юбилей в свой реестр знаменательных дат на 2018 год, – лишнее подтверждение действительно мирового масштаба личности Максима Горького, или, как его еще часто называют, соединяя реальные имя-отчество и псевдоним, Алексея Максимовича Горького.
Но меня, что называется, зацепили, хотя и не удивили слова правнучки Алексея Максимовича о том, что в Москве почему-то чаще встречается отрицательное отношение к Горькому. Как так?
А ведь и впрямь, насколько сама жизнь его была полна удивительных трансформаций (сирота, окончивший только два класса церковно-приходской школы, работавший посудником, грузчиком, подручным пекаря, испробовавший много других занятий, исходивший пешком весь российский юг, стал всемирно известным писателем Максимом Горьким; затем близость к большевикам и дружбу с Лениным у него сменили острые идеологические разногласия с ними после октябрьского переворота, а годы пребывания в прекрасном далеке на острове Капри – возвращение в СССР в статусе «главы» советских писателей), настолько и посмертное его существование переживало периоды возвеличения и почти забвения. Когда-то к нему приклеили ярлыки «буревестника революции», «великого пролетарского писателя» и «основателя социалистического реализма», так что в конце 80-х некоторым показалось логичным «сбросить его с корабля современности». И очень символично, что его рисованный профиль исчез в те годы с первой страницы «Литературной газеты», на ней остался только профиль Пушкина. Горький как-то резко стал немодным. Хотя разве приход в общественное сознание произведений Платонова, Гроссмана и других умаляет мощь и значение горьковского таланта?
Согласен с теми, кто считает: возможно, проблема в том, что Горький был не только беспощадно точным описателем современной ему жизни, он с его неуемной энергией был и активным ее участником, «делателем». А такой не может устроить всех. И не может с чьей-то, той или иной точки зрения не заблуждаться, ошибаться.
И вот что еще примечательно. Когда-то, лет тридцать назад, его отвергали за то, что «якшался» со Сталиным. Но не похоже и на то, чтобы нынешние российские неосталинисты спешили поднять Горького на щит. Слишком он для них, по-видимому, был и остается своенравным, не вписывающимся в шаблоны их мышления.
А еще приходит в голову, читая некоторые комментарии в российском сегменте интернета, что для расплодившихся «патриотов» совершенно неприемлемы те откровенность и честность, с которыми Горький описывал «свинцовые мерзости русской жизни». Ну, так на то он и русский писатель, чтобы описывать именно их, а не мерзости, которые существуют в других странах и которые там есть кому описывать. Как тут не вспомнить некрасовское: «Кто живет без гнева и печали, тот не любит отчизны своей!»
Сегодня вечером на встрече с абхазскими писателями Екатерина Пешкова и ее супруг благодарили Абхазию за теплый прием, сказали, что очень здорово отметили нынешний юбилей в Нижнем Новгороде, куда их тоже пригласили, и огорченно говорили о недостатке внимания в Москве. Екатерина Александровна посетовала:
«МХТ, Доронинский, ЦДЛ, Парк культуры имени Горького, Институт мировой литературы – никто не позвонил маме и Марфе, не поздравил. Ну, как это? Все-таки две внучки живы! Одной 90, другой – 92».
Но мне кажется, что все вернется на круги своя, должно вернуться. И Горький обязательно займет подобающее ему место в памяти потомков.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия