Тбилиси не может надеяться на Москву и поэтому намерен сам выстраивать отношения с Сухуми и Цхинвали. Так глава МИД Грузии Михаил Джанелидзе в интервью грузинской службе «Голоса Америки» прокомментировал новую инициативу премьер-министра Георгия Квирикашвили.
Тбилиси больше не надеется на добрую волю Москвы – после очередного «провала» Женевских дискуссий правительство Грузии решило пойти ва-банк. Инициатива премьер-министра Георгия Квирикашвили, открывающая довольно интересные экономические перспективы для Сухуми и Цхинвали, вызвала неоднозначные реакции в грузинском обществе. Показавшуюся некоторым двусмысленной позицию правительства объяснил в интервью грузинской службе «Голоса Америки» министр иностранных дел страны Михаил Джанелидзе:
«Мы не можем зависеть от доброй воли России. Со своей стороны мы сделаем все, чтобы построить мосты, найти возможности для наших абхазских и осетинских соотечественников создать новые возможности для примирения с людьми, проживающими на оккупированных территориях».
Впрочем, он тут же оговорился: полностью исключить российский фактор не получится. Москва, по словам Джанелидзе, должна осуществить деоккупацию, выполнить взятые на себя обязательства в рамках Соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года, не мешать процессу примирения людей по обе стороны разделительной линии:
«Сегодня оккупационный режим пытается максимально изолировать Абхазию и Южную Осетию, что проявляется в многочисленных ограничениях, которые устанавливаются для проживающих там людей. Мы, со своей стороны, хотим сделать максимум, чтобы эти люди получили новые возможности, что укрепит доверие и создаст возможности для примирения».
Впрочем, министр подчеркнул: мирные инициативы правительства Грузии не предусматривают каких-либо переговоров с властями самопровозглашенных республик и направлены лишь на облегчение жизни этих территорий.
Впрочем, в Сухуми и Цхинвали попытку Тбилиси наладить экономические связи не оценили. МИД самопровозглашенной республики Южная Осетия назвал инициативу не более чем очередной пиар-акцией и «неуклюжей попыткой представить Грузию в глазах международного сообщества как миролюбивое государство с конструктивным руководством»:
«Грузинские власти, осознав невозможность в ближайшей перспективе военным путем «вернуть» Южную Осетию и Абхазию, решили поменять тактику. Теперь на повестке дня концепция мирного урегулирования – «Стратегия вовлечения через сотрудничество» с рядом так называемых мирных гуманитарных инициатив, которые официальный Тбилиси шумно рекламирует на весь мир. Грузинские политики наивно рассчитывают, что жители Южной Осетии «захотят приобщиться к новым приманкам».
Схожая позиция прозвучала и в Сухуми. Глава МИД де-факто республики Даур Кове заявил, что единственным шагом в лучшее будущее будет признание Грузией независимости региона и «построение полноценного межгосударственного диалога»:
«Господин Джанелидзе! Не существует оккупированных территорий Грузии с проживающими на них абхазскими и осетинскими соотечественниками. Абхазы и осетины проживают на своих исконных землях. И сегодня на карте мира, наряду с другими государствами, Республика Абхазия и Республика Южная Осетия занимают свое достойное место».
Пока Тбилиси пытается найти подход к абхазам и осетинам в обход Москвы, депутаты от оппозиционной партии «Альянс патриотов», которую в Грузии считают аффилированной с Кремлем, засобирались в российскую столицу. Как заявила один из лидеров движения Ада Маршания, новая инициатива Тбилиси не может быть осуществлена без диалога с Москвой:
«Премьер-министр выступил с хорошей мирной инициативой по восстановлению доверия с абхазами и осетинами, но наша общественность ждет от властей четкой концепции восстановления территориальной целостности Грузии. Для реализации этой задачи необходим диалог с Россией. Наше политическое движение делает это».
Визит, по ее словам, состоится после празднования Пасхи. В 2017 году члены «Альянса патриотов» дважды встречались с депутатами российской Госдумы. В парламенте Грузии каждый раз от контактов депутатов-«патриотов» с российскими коллегами стараются отмежеваться. В правящей партии не раз заявляли, что эти визиты носят исключительно частный характер и не имеют никакого отношения к внешней политике, проводимой официальным Тбилиси.