Итоги первого года правления Анатолия Бибилова подводят и ленингорцы. Там свои критерии оценки качества республиканской власти.
У жителей Ленингорского района есть несколько индикаторов, по которым они определяют отношение властей к ним, в частности, той его части, которая перешла под юрисдикцию Цхинвала по итогам августовской войны. Например, есть такой: разрешают власти перевозить экстренного больного через пограничный пост после его закрытия или заставляют ждать утра. Иными словами, представляет для них ценность его жизнь или нет.
Во времена Леонида Харитоновича, например, специальный уполномоченный чиновник районной администрации поднимался среди ночи, вызывал скорую из Тбилиси к пункту пропуска «Раздахан», договаривался с пограничниками, чтобы они пропустили машину с больным через границу. А при нынешней власти больному надо ждать шести часов утра, пока откроется пост.
Еще одним критерием отношения считают доступность югоосетинского гражданства. Это очень простой и верный индикатор. По наблюдениям гражданской активистки из Ленингора Тамары Меаракишвили, за год, прошедший после выборов президента Анатолия Бибилова, югоосетинское гражданство получили буквально единицы:
«Для получения югоосетинского паспорта соискателю необходимо подать целый пакет документов, среди которых метрика, справка о месте прописки и две банковские кавитации – об оплате госпошлины и нотариально заверенного письма об отказе от грузинского гражданства. Если иметь информацию о движении этих документов, то можно составить более или менее достоверную статистику. По моим данным, после президентских выборов в районе никто от гражданства Грузии не отказался. Югоосетинские паспорта при новой власти получили лишь несколько выпускников школы, которые намеревались поступать в югоосетинский университет, и еще нескольким были заменены паспорта по достижении 45-летнего возраста».
Перед президентскими выборами в марте прошлого года были выданы югоосетинские паспорта 25 ленингорцам, из которых один молодой человек от гражданства отказался, чтобы не служить в армии. Из-за этого в ту пору кандидат в президенты Анатолий Бибилов поднял шум и обвинил Леонида Тибилова в нечистой игре, дескать, он принимает в гражданство своих сторонников. Хотя, как тогда отмечали наблюдатели, эти люди подавали заявление задолго до выборов.
Тогда же, в марте, предвыборный штаб Бибилова поднял скандал и воспрепятствовал выдаче паспортов еще 150 ленингорцам. Их документы были практически уже готовы, говорит Тамара Меаракишвили:
«150 человек – все они были из разных сел района, но не успели получить, потому что «Единая Осетия» подняла шум, дескать, гражданам Грузии выдают югоосетинские паспорта.
– Официальные заявления были по этому поводу?
– Официальных заявлений не было, но подняли шум в «Фейсбуке» и на сайтах, поддерживавших штаб Анатолия Бибилова. Они перечисляли фамилии, обращали внимание на этническое происхождение, говорили, мол, смотрите, это грузины, они ездят в Тбилиси, у них грузинское гражданство и т.п. Я думаю, тогда Леонид Тибилов просто испугался, и приостановили выдачу паспортов этим людям».
Незадолго до этого скандала милиция оповестила всех ленингорцев о том, что паспорта готовы, и предупредила о скорой выдаче документов. Но потом оправдывалась, что селяне их неправильно поняли, речь шла о другом, будто бы те, кто давно сдал документы, должны были их обновить. Заявители документы обновили, но милиционеры до сих пор молчат...
Вместе с тем, была и другая, параллельная, кампания «Единой Осетии» и кандидата Бибилова по приему ленингорцев в гражданство. В ленингорском райкоме партии «Единая Осетия» был даже организован прием заявлений жителей. Непонятным осталось, в каком качестве тогда выступала партия – то ли в качестве посредника, то ли покровителя. И сам Бибилов во время встречи с избирателями в ленингорском доме культуры обратился к людям примерно с такими словами: я знаю, что вас мною пугают. Я вам обещаю, что никого не буду выгонять из района, я вам всем дам паспорта. К сожалению, говорит Тамара, это обещание осталось невыполненным:
«Это не сарафанное радио, я слышала в разных местах от разных людей, что Бибилов злится на район. Он везде победил на выборах, а в Ленингоре и Знауре проиграл. Поэтому, говорят, есть такая установка, чтобы жизнь в районе не казалось легкой».
Я слышал и мнения даже от некоторых чиновников, которые оправдывают такое отношение к району и его жителям. В них не признают граждан, считают их людьми, просто приспосабливающимися к новым условиям, которые им не под силу изменить и невозможно проигнорировать. По их мнению, чтобы доказать обратное, они должны отказаться от грузинского паспорта, перестать ездить в Грузию – одним словом, сделать выбор.
Самое удивительное в этой истории как раз то, что эта позиция предполагает какую-то вину ленингорцев. Предполагает, что они должны что-то доказывать и за что-то оправдываться, но на самом деле это вопрос не к ним, а к югоосетинской власти. Готова ли она признавать право человека, в том числе, на гражданство просто по факту его рождения на этой земле? Или она намерена мстить за голосование не за того кандидата, изводить, требуя доказательств любви и верности.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия