Несколько часов провел в прокуратуре города Мцхета отец погибшего в Цхинвали Арчила Татунашвили. Его вызвали в следственный орган, чтобы ознакомить с ходом расследования смерти сына.
Тело Арчила Татунашвили было передано грузинским властям без важных внутренних органов, в том числе без сердца и головного мозга. Скандальную информацию подтвердила сегодня адвокат семьи Татунашвили, заместитель директора НПО «Центр по правам человека» Тамар Авалиани, которая присутствовала на встрече отца погибшего, Георгия Татунашвили, со следователями в прокуратуре города Мцхета. При этом Тамар Авалиани также подтвердила, что официального заключения экспертов относительно причины смерти Арчила Татунашвили до сих пор нет:
«Материалов по заключению экспертизы нет. При этом есть опасения относительно того, насколько бюро судебно-медицинской экспертизы им. Самхараули сможет провести полноценное исследование, исходя из того, что отсутствуют внутренние органы. Следователи на это указывают и говорят, что это, конечно, плохо для окончательных результатов экспертизы. Бюро сейчас требует передачи этих органов (из России или Цхинвали), и мы, как представители семьи Татунашвили, требуем задействования всех, в том числе, международных механизмов для обеспечения передачи этих органов, необходимых для экспертизы».
Ранее о том, что экспертиза затруднена из-за отсутствия «достаточного материала», заявили в международном центре реабилитации жертв пыток и насилия «Эмпатия», специалисты которого были подключены к исследованию с согласия семьи погибшего. Директор центра Мариам Джишкариани сегодня также подтвердила, что речь идет об отсутствии практически всех внутренних органов, необходимых для установления истинной причины смерти грузинского гражданина:
«Органов не было. Мы изначально, исходя из деликатности вопроса, заявили, что нет достаточного материала для экспертизы. Но сейчас уже можно прямо сказать, что органы не были переданы. Что, как мне кажется, может служить дополнительным подтверждающим фактом в уголовном деле – то, что труп был передан без необходимых для экспертизы материалов. Но это должны решить уже сторона следствия и представители семьи погибшего».
При этом в «Эмпатии» отмечают: так как организация больше не является юридическим представителем семьи Татунашвили, как это было с первых дней расследования (семья Татунашвили предпочла юридические услуги Центра по правам человека), ее специалисты смогут принимать участие в дальнейшей экспертизе лишь с согласия следствия. Но, как подчеркнула Мариам Джишкариани, центр уже направил официальный запрос в Национальное бюро судебно-медицинской экспертизы имени Левана Самхараули, которое официально занимается этим вопросом, с требованием предоставить первичный материал для альтернативного исследования:
«Мы потребовали предоставить нам все материалы, которые они обязаны передать нам по закону. Я имею в виду лабораторные данные – результаты внешнего обследования, рентгенологического исследования, а также заключение так называемой российской экспертизы. После того как мы все это изучим, мы сможем предоставить альтернативное заключение и указать, чего именно не хватает для полноценного исследования. Мы очень долго ждали от них всего этого, ежедневно звонили, они постоянно нам отвечали, что ждут результатов лабораторного исследования. И вот сейчас мы уже направили официальный письменный запрос, потому что все сроки прошли. Если они сами не могут или не хотят писать заключение, у нас есть все ресурсы для того, чтобы после получения этих материалов в течение недели предоставить заключение».
В самом Национальном бюро судебно-медицинской экспертизы имени Левана Самхараули по поводу отсутствия необходимого материала для заключения хранят молчание. Официальная позиция – экспертиза продолжается и точная дата завершения процедур пока не известна. Хотя ранее назывались сроки в две недели. При этом специалисты отмечают: следствие, начатое по делу Татунашвили, не сможет продвинуться вперед до тех пор, пока не будет опубликовано экспертное заключение о причинах смерти. Центр «Эмпатия» также потребовал от властей Грузии поставить вопрос о передаче «недостающих материалов» на ближайших переговорах с представителями цхинвальских властей. По словам Мариам Джишкариани, помимо внутренних органов и заключения российских экспертов, затребованы документы из цхинвальского следственного изолятора, больницы, куда якобы был доставлен Татунашвили после того, как, по версии де-факто властей, ему стало плохо, а также материалы уголовного дела, которое должно было быть заведено, если человек скончался, будучи под арестом.
В том, что вопрос Татунашвили будет центральным на ближайшей встрече в рамках механизма по превенции и реагированию на инциденты (МПРИ) в Эргнети, уверяет госминистр по примирению и гражданскому равенству. Но при этом Кетеван Цихелашвили довольно жестко отреагировала на противоречивую информацию о выявленных проблемах в ходе экспертизы – почему власти ни словом не обмолвились об отсутствии некоторых важных органов сразу после передачи тела:
«Власти не могут рассматривать версии и догадки, которые распространяются в связи с гибелью Татунашвили».
Между тем, по словам заместителя исполнительного директора «Центра по правам человека» Тамар Авалиани, которая сейчас представляет интересы семьи Татунашвили, если догадки о неэффективности проводимого властями расследования подтвердятся, они готовы обратиться в Европейский суд по правам человека.