Accessibility links

Чужая игра


Изида Чаниа
Изида Чаниа

Все страны на постсоветском пространстве похожи до слез. Почему до слез – да потому, что без слез на происходящее в наших странах не взглянешь. Да, кого-то признали все, кого-то частично кто-то, а кого-то не признал никто – не суть. Мы все развиваемся по единому сценарию, словно написанному жуликоватым литератором, который одновременно продал украденный проект нескольким покупателям, поменяв лишь имена и названия стран. Любопытно, что покупатели так увлечены навязанным алгоритмом действий, что не замечают ничего вокруг себя и реформируют что-то без конца и края без всяких результатов.

Четыре года назад президент Армении инициировал конституционные реформы по переходу на парламентскую форму правления. В 2017 году парламент Грузии принял поправки в Конституцию, знаменующие переход к парламентской форме правления.

Чужая игра
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:42 0:00
Скачать

У нас в Абхазии все демократические преобразования на шаг позже: мы пока спорим, обсуждаем и с ужасом наблюдаем, что происходит с облюбованной нами панацеей под названием «перераспределение полномочий» в соседних с нами странах, которые во многом похожи на нас. И получается-то, что прав был тот врач, который подарил миру простую истину: «что русскому здорово, то немцу смерть». Я не про национальную принадлежность, а про то, что невозможно механически выдернуть из контекста, скопировать чужой опыт и вырядиться в чужие одежды. Выглядит как минимум нелепо. Это и происходит в соседних с нами странах. Но мы так увлеклись поиском одного средства против всех болезней, что решили, что сможем, перепрыгнув через несколько этапов развития общества, жить, как в Израиле», или почему-то, «как в Сингапуре». Хотя при чем тут Сингапур и парламентская республика? И почему мы стали обсуждать именно такой вариант реформирования системы власти? Наверное, от отчаянья. Убедившись в том, что президентская форма правления очень уязвима и не оправдала себя, мы решили искать другую – вот найдем правильную схему, и все само по себе наладится.

И даже нынешний состав парламента, похоже, не охладил наш пыл. Ведь от панацеи-то отказаться сложно. Хотя очевидно, что доверять такому парламенту – это как минимум остаться без правительства до окончания срока полномочий парламента. Они никогда не договорятся. А даже если вдруг договорятся когда-нибудь, то это не станет решением проблем. Очевидно, что все, что они могут принять во имя «мира во всем мире» и единства всего народа, – «политическое решение», не имеющее отношения ни к профессиональному уровню чиновников, ни к процветанию страны. Угадайте, какая нам разница, кто назначает правительство? Угадали?

И опять за примером к соседям, которые сдают «бархатный» тест на парламентскую республику. Парламент Армении избрал премьер-министром Сержа Саргсяна несмотря на массовые протесты. Результаты голосования всем известны – 76 депутатов проголосовали «за» и всего 17 «против». Бывший президент стал премьер-министром и утащил за собою большую часть полномочий президента. Прописные истины – «хмельное наслаждение» властью не позволяет с ней расстаться добровольно. Примеров много и из прошлого, и из настоящего, и у нас в новейшей истории Абхазии их предостаточно.

Но продолжаем наблюдение. Народ вывалил на улицы и вторую неделю требует отставки Саргсяна. Вот здесь, на мой взгляд, и происходит что-то не то. За Сержа Саргсяна проголосовали депутаты парламента, которым люди делегировали полномочия. Депутаты не оправдали доверия избирателей и выбрали политика, который уже десять лет находится у власти и, видимо, безрезультатно. Значит, если быть последовательными, надо протестовать против депутатов – ведь Серж Саргсян результат их деятельности.

И для того чтобы этот протест был эффективным, необходимо предусмотреть в законодательстве процедуру отзыва депутатов, которые не оправдали доверие своих избирателей. Иными словами, надо заставить депутатов, которые глохнут, как только добираются до депутатского кресла (как, впрочем, и все остальные избранники), слышать голос народа. До тех пор пока этого не произойдет, менять форму правления – это все равно, что менять шило на мыло.

Поэтому не спешите горячиться. Это я не про Армению, а про Абхазию, которая вплотную подошла к вопросу о парламентской республике. У нас есть шанс продумать все последствия такого решения. Для справки: парламентская форма правления существует в странах, отличающихся от нашей гораздо более развитой экономикой. Смена формы правления с президентской на парламентскую, как видно из опыта соседних стран, никак не влияет на уровень жизни людей, на соблюдение законности, криминогенную ситуацию и даже погоду. Это просто чужая игра за власть.

Если отказаться от чужих игр, то надо искать другой путь развития, при котором «зачарованные и плененные» властью политики будут безболезненно для людей, на предусмотренных законом основаниях покидать должности, если не справляются с работой. Не важно – депутаты, президенты или судьи. Дворников увольняют за то, что плохо подметают, учителей за то, что плохо учат, журналистов за то, что медленно бегают, а почему во власти с нулевым результатом, а иногда и при «отягчающих обстоятельствах» работа должна быть пожизненной?

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Изида Чаниа

    В 1978 году окончила сухумскую среднюю школу №2, в 1983 году – биохимический факультет Абхазского госуниверситета. 

    Работала в газетах «Абхазский государственный университет», «Советская Абхазия», «Аидгылара», на Абхазском ТВ, в газетах «Экспресс-хроника», «КоммерсантЪ», внештатным корреспондентом в российских информационных агентствах «Постфактум», «Интерфакс». С 1998 года по 2016 год – редактор газеты «Нужная газета», с 2016 года – редактор газеты «Мырзаканаа».

    Член Союза журналистов Абхазии, председатель Ассоциации журналистов и работников СМИ Абхазии.

XS
SM
MD
LG