Accessibility links

Бархатный переворот по-армянски


Давид Каландия
Давид Каландия

Экспозиция

У великолепного грузинского писателя Михаила Джавахишвили есть роман «Белый воротник». Тем, кто не читал, советую почитать - книга очень мощная, хотя не знаю, переведена ли она на русский язык. Действие происходит в тридцатые годы прошлого века. По ходу сюжета главный герой в горах Хевсуретии попадает в самое затерянное село в мире, где живут люди, абсолютно оторванные от внешней жизни и понятия не имеющие, что в нем творится сегодня, творилось вчера и позавчера. У них одна забота – посидеть вечером перед костром, поесть жирные хинкали, выпить жипитаури (первач) и мечтать о прошлом. Периодически кто-то начинает, как Кинг-Конг, бить себя в грудь и кричать: «Он придет, он придет!», имея в виду царя Ираклия Второго. И все начинают ему с восторгом вторить.

Разработка

То, что сегодня происходит в соседней Армении, в душах наших граждан вызывает знакомые чувства, эмоциональные взрывы и разноголосицу. И вся эта разноголосица выливается на страницы социальных сетей, так как больше ей выливаться некуда - по-другому общаться люди постепенно разучились, не хватает времени и желания на разные старорежимные посиделки, и если кто и встречается где-нибудь, то только случайно, на траурных шествиях и прочих печальных событиях.

За последние несколько дней удалось прочитать разные животрепещущие мнения по поводу всего того, что творится в Армении. А по большому счету, что особенного творится в Армении?

В Армении сегодня творится все то же самое, что за последние четверть века творилось на постсоветском пространстве, и, по-моему, это процесс довольно симптоматичный, когда пути истинной демократии пока что только нащупываются. Но ничего, рано или поздно, лет эдак через 40, обязательно нащупаем, успокоимся и все встанем в строй европейских стран.

А что же в Армении? А в Армении Серж Саргсян, отпахав два президентских срока, с 9 апреля 2008-го по 9 апреля 2018 года, решил остаться во власти. В 2015 году путем референдума изменил конституцию, где вся полнота силы переходит премьер-министру, ну, и далее по накатанному сценарию.

Но не вышло!

«Э!» – сказали оппозиционные силы во главе с Николом (или Николой?) Пашиняном и всем кагалом пошли штурмовать волю бывшего президента. И в итоге экс-президент, а с 17 апреля с.г. уже нынешний премьер-министр Армении Серж Саргсян, подал в отставку. Хотя перед подачей отставки он молвил пацанское слово, что мог бы продолжить держаться за власть, намекнув тем самым на возможность силового сценария развития конфликта, но признался, что это не в его характере.

То есть у него была возможность недовольных потравить газом, побить дубинками, окропить водометами, может быть, даже употребить какие-нибудь более решительные средства убеждения, как это лет 10 тому назад происходило у нас, но он этого не сделал. Что ж, могу сказать, что на этот раз он поступил разумно.

Когда для укрепления поста премьер-министра он изменил конституцию, тогда я понял, что он идет по проторенной дороге, так как, единожды взяв власть, очень не хочется ее отдавать. Ну, очень не хочется.

Я, естественно, провожу параллель со своей страной, ведь подобная перековка конституции в нашей благовоспитанной республике произошла в 2011 году, когда Михаил Саакашвили, отсидев два срока и очень не желая уходить с теплого, очень рукотворящего места, перелопатил безропотную конституцию и передал все президентские права премьер-министру, на должность которого он собирался после окончания своего президентства воссесть. Тогда податливый, как пластилин, грузинский парламент, слепо исполнявший волю и намерения президента, не дрогнув маслами, с легкостью проголосовал за поправки, отдав всю власть народу... т.е. премьер-министру. А президенту оставили только право называться «президентом» и исполнять должность привилегированного нотариуса, подтверждая своим росчерком и большой королевской печатью разные законы.

У Саакашвили номер не вышел, от с треском продул выборы, с таким оглушительным треском и грохотом, что даже все его старания подделать эти выборы не принесли результата.

А если бы он не ушел, уверяю вас, и сегодня он правил бы нами, согласно своим детским комплексам, и один бог ведает, что сегодня с нами было бы. А, может, и бог тоже не ведает, несмотря на всю свою осведомленность.

Так вот, в Армении произошла смена власти, и произошло это в кратчайшие сроки, в отличие от нас. Еще вчера там было все спокойно, и вдруг - бац! - и вторая смена. За несколько дней армяне прошли путь, который мы в Грузии проходили несколько лет. Сейчас там состоятся новые парламентские выборы, наверное, какая-нибудь новая партия встанет у руля, жить станет лучше и, возможно, веселее.

Наши добросердечные граждане очень переживают за армянский народ, желают ему пойти по европейскому пути, по дороге, ведущей к храму.

А какова эта дорога? А дорога эта, согласно рассуждениям наших сограждан, должна быть свободна от русского влияния, от русской поддержки, от русского контингента и всего прочего. И все это должно смениться на западное влияние, западную поддержку, западный контингент и все прочее.

А теперь разрешите высказать свои подозрения насчет того, что смена руководства Армении не повернет внешний курс в сторону от России. Причин много - хотя бы соседи, окружающие Армению (Азербайджан, Турция), которые не особо пылают к ней любовью по определенным причинам. Не хочу сейчас разбирать эти причины, формат не тот, да и тема не моя, но факт налицо: на сегодняшний день в союзниках у Армении Россия и армянская диаспора, которая разбросана по всему миру.

И тут откуда ни возьмись снова, как чертик из табакерки, возникает наш бывший Миша С. В видеообращении на своей странице в Facebook Саакашвили величаво обращается к Армении:

«Сегодня у вас есть все основания гордиться собой, гордиться тем, что вы, армяне, – гордый народ, который смог доказать всему миру, что у него есть достоинство, что он хочет жить в нормальных человеческих условиях, свободных от коррупции. У Армении великое будущее, сегодня я вновь в этом убедился. Я вас поддерживаю, мы всегда будем рядом с вами. Молодцы!»

Говорят, армяне с недоумением выслушали эту пламенную речь, а потом долго друг-другу с характерным акцентом повторяли крылатую фразу: «Кто этот пострадавший?»

И еще говорят, что этот пострадавший уже складывает свой голландский чемодан, наспех учит расхожие фразы на армянском языке и готов поехать в Ереван и возглавить.

Хотя, может, это все досужие слухи и злопыхательства завистников.

Кода

Читая комментарии некоторых ЕНД-цев, я представляю себе, как они собираются вечерком возле пылающего статуса какого-нибудь своего знакового лица, бьют себя в грудь, как Кинг-Конг, и вопят: «Он придет, он придет!», имея в виду, конечно, не царя Ираклия Второго. И теперь эти затерянные во времени наши современники с надеждой обсуждают возвращение своего непотопляемого лидера через Армению.

Семь сантиметров вам под вашим корытом, недорогие мои ЕНД-цы.

P. S. Только закончил я писать сей труд, как громом среди ясного неба прозвучала новость, что Бидзина Иванишвили высказал свое желание вернуться в большую политику...

Ох, что сейчас начнется...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

XS
SM
MD
LG