Пока сильные мира сего играют в политику, вводя всевозможные санкции, Абхазия решает продемонстрировать миру полную открытость, затеяв подготовку к «открытию» границы с Грузией. Мы готовы узаконить товар, поступающий из страны, не признающей Абхазию и препятствующей нашему развитию всеми доступными способами. Хорошо, оставим в покое «признанность-непризнанность», меня смущает не только это, но и весьма слабая аргументация о выгодах, которые сулит нашей стране открытие абхазского рынка сбыта для грузинского производителя.
Сторонники торговых отношений с Грузией предлагают «плыть по течению». Дескать, контрабандный товар из Грузии, не облагаемый никакими налогами и пошлинами, все равно поступает на рынки Абхазии, и если узаконить эту контрабанду, то в бюджет будут поступать дополнительные доходы, товары, завозимые из Грузии в Абхазию, будут проходить санитарный контроль и т.д. Вроде бы логично. Хотя, если брать за основу смирение госорганов перед контрабандой, то можно договориться до чего угодно, вплоть до легализации поставок наркотиков.
Ладно, конформизм иногда бывает оправдан. Поэтому конкретные вопросы: для каких товаров Абхазия собирается открыть свой рынок? В каких объемах? Какая выгода от поступления этих товаров на рынки Абхазии? В каком состоянии находится наш рынок сбыта, в каких товарах он нуждается и в какой период времени? И очень важный вопрос: что, кроме орехов в размере 3,5 тонн (официальные данные за 2017 год), вывозится из Абхазии в Грузию?
Проще говоря, есть ли экономическая целесообразность в одностороннем открытии рынка сбыта при таких неубедительных объемах экспорта? Получив ответы на эти вопросы, мы поймем, нужны ли нам грузинские помидоры и яблоки и что станет с только народившимся абхазским производителем овощей после «открытия» рынка сбыта еще и для грузинского производителя?
Ответов на эти вопросы пока нет, а между тем я могла бы привести немало примеров трудностей, с которыми столкнулась наша страна за последние годы, в том числе и в результате непродуманной таможенной политики.
В традиционной абхазской кухне два важных продукта – кукуруза, из которой готовят мамалыгу (абысту), кукурузные лепешки (амгялы) и различные сладости, и фасоль. Так вот в последнее десятилетие абхазские крестьяне значительно уменьшили посевы кукурузы и фасоли. Зачем изнурять себя непосильным трудом, когда в магазинах продается дешевая китайская фасоль и кукуруза, расфасованные в Краснодарском крае? Очевидно, что абхазская фасоль и кукуруза, которую по сей день возделывают «по старинке», не выдержали конкуренции, и собственный производитель уступил и без того небольшой рынок китайскому товару, поступающему из России.
Такая же история произошла и с абхазским чаем, который потребитель с готовностью заменил на дешевые напитки сомнительного качества, а теперь, когда уровень жизни повысился, на завозные чаи с различными добавками. Многогектарные плантации абхазского чая, который по качеству ничем не уступает краснодарскому, пошли под снос.
Печальный список товаров неудовлетворительного качества, которые заполнили абхазский рынок и вытеснили с него собственный продукт и собственного производителя, достаточно велик. Вода, сыр сулугуни, вино-водочная и табачная продукция и многое другое (даже масс-медиа). У страны не нашлось средств, чтобы создавать на основе традиционных культур собственное прибыльное производство. Конечно, важная причина – блокада страны, незначительный рынок сбыта и т.д. Но это вызовы, с которыми можно работать при правильном планировании и выверенной таможенной политике. Тем более что самая главная ценность – земля, на которой раньше выращивали фрукты и овощи, зарастает золотарником, радуя взгляды изумленных гостей Абхазии пышным цветением.
Свято место пусто не бывает, и в последние годы, на мой взгляд, стихийно стали возникать собственные производства. Их пока немного. Клубника, томаты, овощи, фрукты, арбузы, которые с большим трудом пробивают себе путь на собственный рынок, уже забитый привозными товарами.
И, на мой взгляд, чтобы защитить своего производителя и потребителя и содействовать национальным интересам, государству необходимо не создавать дополнительные пути поставок товаров из-за пределов нашей страны, а регулировать их поступление – вводить специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. И не только «с востока», а по обе стороны границы.
А пока этого не произошло, я хожу по рынку и пытаюсь найти продукцию местного производства. На всех фруктах и овощах – надписи, свидетельствующие об их абхазском происхождении. Надписям я не верю, и по каким-то только мне известным признакам пытаюсь определить товар, возраст которого не подправлен косметическими усилиями производителей или продавцов. Для меня ценность овощей в их свежести, поэтому я и ищу местную продукцию, и это очень сложное занятие.
Если же Абхазия официально «откроет» свой рынок для товаров из Грузии, думаю, что мои еженедельные поиски потеряют всякий смысл.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции