Accessibility links

Грузинская власть против критической массы


Акция, начавшаяся вчера как стихийный митинг, сегодня все больше похожа на полноценный акт гражданского неповиновения
Акция, начавшаяся вчера как стихийный митинг, сегодня все больше похожа на полноценный акт гражданского неповиновения

Тбилиси вновь охвачен протестом. Проспект Руставели перекрыт. Тысячи людей собрались перед зданием парламента с требованием наказать виновных в убийстве двоих подростков в декабре прошлого года. На фоне протестных акций вчера ушел в отставку главный прокурор страны Ираклий Шотадзе. Впрочем, протестующих такой шаг не удовлетворил – на акции звучат требования об отставке всего правительства.

«Не убивай меня!» – акция под этим лозунгом, начавшаяся вчера как стихийный митинг, сегодня все больше похожа на полноценный акт гражданского неповиновения со всеми атрибутами – микрофонами, палатками и лозунгами. Но, как не устает заверять вдохновитель акции – отец одного из убитых учеников тбилисской школы №51 Заза Саралидзе, сорвавший за эти сутки голос, в его протесте нет никакой политики:

Заза Саралидзе (слева), мать Барбаре Рафальянц и Малхаз Мачаликашвили (справа) на акции
Заза Саралидзе (слева), мать Барбаре Рафальянц и Малхаз Мачаликашвили (справа) на акции

«Я не торгую душой моего сына! Призываю всю грузинскую нацию – пусть никто не думает, что я призываю какую-либо политическую партию, я призываю вас как грузин. Мне неважно, будете вы из правящей команды или какой-либо партии, из ведомства Шотадзе или Гахария. Встаньте рядом со мной как люди, а не как политики. Не уязвляйте мое достоинство, якобы я поставил рядом с собой какую-либо политическую партию. Не делайте этого, люди!»

Грузинская власть против критической массы
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:19 0:00
Скачать

Впрочем, без политики не обошлось – хоть представители оппозиционных партий, присоединившиеся к акции, и уверяют, что не позволят ни одной из политических сил использовать протестные настроения в своих целях, из уст противников власти то и дело вырываются заявления с четким политическим контекстом. Один из лидеров «Европейской Грузии» Гига Бокерия прямо озвучил общее оппозиционное мнение:

«В успешном расследовании этой трагедии фундаментальный вопрос состоит в том, что фигура нового главного прокурора должна пользоваться доверием общества. Так же, как и то, что парламентская комиссия должна быть под контролем оппозиции. Но этих шагов недостаточно. Как показало выступление премьера, единственным выходом из этой ситуации могут стать досрочные парламентские выборы».

То, что отставка прокурора запоздала и уже не сможет остановить волну протеста, наглядно показала ночная попытка премьер-министра Георгия Квирикашвили обратиться к собравшимся. Его освистали, не дав сделать заявление. Впрочем, власти не оставляют надежд договориться – вице-спикер парламента и один из лидеров «Грузинской мечты» Гия Вольский даже высказал предложение включить Зазу Саралидзе в обсуждение кандидатуры нового главного прокурора:

«Мне кажется, что человек, который, потеряв сына, является главным пострадавшим в этом деле, должен быть включен в обсуждение кандидатуры нового главного прокурора. Как это сделать, надо подумать. Существуют определенные процедуры, предусмотренные законом».

Но, как заявляет один из организаторов митинга, правозащитник Звиад Куправа, у отца убитого школьника и у его сторонников другие планы:

«Мы сами выберем кандидатуру, представим ее на суд общественности, и если общественность одобрит, то мы представим ее парламенту».

Наблюдатели отмечают: власти допустили слишком много ошибок. И даже возврат дела в МВД и ввод в «игру» козыря в виде министра Георгия Гахария, который должен взять расследование под личный контроль, не спасает ситуацию. Более того, заявления правоохранителей о новых подозреваемых, которые могли мешать следствию, буквально на следующий день после приговора и отставки прокурора бросают еще большую тень на деятельность прокуратуры, занимавшейся расследованием на протяжении полугода.

Акция солидарности в Кутаиси
Акция солидарности в Кутаиси

При этом министр юстиции Тея Цулукиани, которую собравшиеся перед парламентом обвиняют в создании системы круговой поруки в следственных органах, уверяет, что без свидетельских показаний расследовать дело невозможно. А убедить очевидцев начать говорить чрезвычайно сложно:

«Правду знают только свидетели. Этого не могут знать Ираклий Шотадзе, прокурор, следователь и судья, которые не находились там. Следователь не творит чудеса, и чудотворцем не может быть ни уже подавший в отставку Ираклий Шотадзе, ни будущий генпрокурор, кем бы он ни был. Если завтра парламент назначит главным прокурором того человека, который требовал отставки Ираклия Шотадзе, даже он не сможет это расследовать, если свидетели не скажут о том, что видели».

Сегодня утром президент пришел к отцу погибшего подростка
Сегодня утром президент пришел к отцу погибшего подростка

Сегодня, считают наблюдатели, видно, что правительство, во всяком случае, в его нынешнем виде, практически исчерпало лимит доверия общества. И на этом фоне единственной фигурой во власти, с которой готовы говорить протестующие, оказался президент. Вчера акцию у прокуратуры посетили супруга и дочь главы государства. А Заза Саралидзе обратился к Георгию Маргвелашвили с призывом встать с ним рядом. И сегодня утром президент пришел в палатку к отцу погибшего подростка. Переговорив с ним с глазу на глаз, глава государства пообещал сделать все, чтобы виновные в преступлении ответили перед законом:

«Моя цель – быть рядом с Зазой, со всеми теми людьми, которые сегодня испытывают боль. Мы должны разрешить все вопросы мирно. Я сделаю все, чтобы ни у одного гражданина этой страны не оставалось чувства несправедливости и незащищенности».

А такие чувства, как оказалось, есть у многих. К Зазе Саралидзе присоединились отец убитого в результате спецоперации в Панкисском ущелье Темирлана Мачаликашвили и мать Барбаре Рафальянц – ребенка, чья гибель в сентябре 2012 года вызвала широкий резонанс в грузинском обществе.

XS
SM
MD
LG