Итак, прошедшая неделя принесла первые за многие годы уличные волнения в Грузии. Спящее летаргическим сном общество слегка приоткрыло один глаз и сейчас пытается понять – вставать или продолжать спать...
Первый вывод, который можно сделать из событий конца прошлой недели, – это то, что они стали замечательной, просто-таки идеальной люстрацией «Грузинской мечты». Очень-очень давно, да и, пожалуй, скорее, еще ни разу мы не видели правящую партию такой обнаженной, во весь рост.
Со дня прихода к власти активисты «ГМ» обожали расхваливать себя на все лады: они у нас чистые и незапятнанные, уважают мнение общества, считаются с позицией противников, не умеют делать черный пиар, не пользуются услугами титушек, да и вообще – стеснительные и робкие, как студенты-ботаники с первого курса... Прямо слушаешь и думаешь: и как вы, такие невинные овечки, вообще в политику попали?
Что ж, если у кого-то были сомнения, то события последних дней наглядно показали: во главе страны стоит группа совершенно беспринципных и аморальных хапуг, которые сняли маску показной добродетели сразу же, как только припекло... Вдруг оказалось, что «Грузинская мечта» способна на совершенно разнузданный, грязный и черный пиар, который стоит особняком даже в богатейшей истории грузинского черного пиара.
На следующий же день, как по приказу, в СМИ и соцсетях началась изощренная кампания дискредитации акции протеста в Тбилиси. Вначале начали с самого простого и привычного – с девяти (о, ужасных девяти) лет. С убийства Гиргвлиани, которое использовали вдоль и поперек, но которое по прошествии 13 лет все еще остается чуть ли не главным политическим аргументом власти. Впрочем, второй день, когда акция, вопреки ожиданиям «мечтательских идеологов», не закончилась, а продолжилась как ни в чем не бывало, стало ясно, что пропагандистская кампания о девяти годах не действует на всех одинаково.
Понятно, что есть категория, для которой достаточно просто упомянуть цифру «9», а все остальное они додумают самостоятельно. Однако очевидно и то, что по мере накопления собственных грехов различной степени тяжести зомбировать потребителей ужасами о прошлой власти становится все труднее и труднее.
Тогда идеологи «Мечты» стали нападать уже на самого инициатора акции протеста – отца убитого подростка... Никогда бы не подумал, что они падут так низко... Все-таки отец погибшего сына, уж его-то грязными лапами трогать не посмеют. Тронули... Суббота и воскресенье прошли под эгидой травли горюющего отца…
Он и продался «националам», продал память своего сына, он и спекулирует его гибелью, и использует его имя для того, чтобы попиариться. Оказывается, он когда-то был членом «Национального движения», а вы не знали? Наверное, убивать детей «националов» – это правильное дело... Ведь что такое «достоинство» по версии «мечтатетелей»? Это когда ты может убить, кого хочешь, а тебя – никто не может. Ибо тебе положено, а всяким лохам – нет.
В субботу и воскресенье произошло еще одно знаменательное событие. В эти дни стало наконец ясно, кто есть кто и кто за кем стоит... Протест в центре Тбилиси наглядно выявил скрытых сателлитов «Мечты», которые вроде как не с ней, но реально работают на интересы власти.
Нет, конечно, всегда вызывало некоторые подозрения то, что разного рода фашистские конторы вроде «Грузинского марша» или «Союза православных родителей» всегда оказывались со своими погаными «контракциями» именно там, где это нужно власти. Вообще, именно контракции стали лучшим способом пресечения нежелательной активности – просто, дешево и практично, а главное – «Мечта» не только ни при чем, но и выступает в роли спасителя от коричневой угрозы.
Так было до прошлой недели. Пока власть могла себе позволить приличную дистанцию с теми, с кем нормальным людям даже здороваться за руку – и то западло. Но ситуация изменилась, жареный петух клюнул, и теперь им не до церемоний. В борьбе надо использовать все имеющиеся возможности, в том числе и самые популярные – контракции.
Но, увы, контракции и «Грузинский марш» хорошо работают там, где на другой стороне пара десятков активистов «Национального движения» в собственном офисе, или пара сотен фриков-клабберов, или – совсем хорошо – 20 лесбиянок и пять трансгендеров.
Там, где есть риск столкнуться с большой толпой злых сограждан, погромщики быстро превращаются в тех, кем являются все погромщики в мировой истории – от немецких айнзац-групп до сирийских Шабиха, – трусами, которые сильны только против тех, кто заведомо слабее. Например, «Грузинский марш» вообще не смог провести акцию – его тайные хозяева поняли: если фашисты хотя бы приблизятся к акции, то их распылят на атомы и выпустят в стратосферу, и столь ценный ресурс будет потерян.
Другие фашизоиды оказались смелее. «Союз православных родителей» обругал акцию всеми возможными словами, рекомендовав к тому же пастве не смотреть телевизор, не говоря уже о том, что держаться подальше от акции. Этой акции особую пикантность придавал тот факт, что сын одного из главных идолопоклонников «Союза», по имеющимся показаниям свидетелей, возможно, причастен к убийству...
Совсем некрасивой получилась акция, смысл которой состоял в том, что безответственные политики используют скорбь отца, а мы, то есть участники акции, сочувствуем ему, при этом не политизируя вопрос.
Пару часов «неполитики» – в основном члены «Мечты» и сочувствующие – попытались быть культурными и даже не плевались в микрофон, но – всего пару часов. Натура все-таки оказалась сильнее. Когда на акцию пришел отец убитого сына, заявивший, что продолжит протест, его вытолкали восвояси, а сопровождавшего его омбудсмена – обругали по матери...
В общем, люстрация получилась знатной... А главное – циничной до невозможности. «Мечта», призывающая противников отказаться от политизации протеста, – похуже чем обдолбанный до беспамятства Оззи Осборн на фестивале «Рок против наркотиков» в 80-е годы.
«Грузинская мечта» – это партия, которая пришла к власти на политизации всего на свете и пропаганде. Это партия, которая пришла к власти, обвиняя прошлое правительство в убийстве девятимесячного ребенка, в продаже органов заключенных, в развязывании войны в августе 2008-го и многом другом. Кстати говоря, что там с «убийством Жвания»? Нашли пепельницу, которой Саакашвили насмерть забил Зураба Жвания? Или все еще ищете? Как только найдете -– сообщите.
«Грузинская мечта», выступающая против «политизации» процессов, выглядит как стареющая проститутка, жалующаяся на то, что молодежь нынче слишком вольно одевается.
Впрочем, не стоит обо всем этом говорить в прошедшем времени, так как кризис еще не преодолен, а отец погибшего сына совместно с оппозиционерами готовится к продолжению акций. То, что мы сейчас видим, – это всего лишь первый звонок. Первое предупреждение о том, что тишина обманчива, и она всегда может обернуться очередными потрясениями.
Сможет ли «Мечта» сделать выводы и стать более эффективной? Вряд ли... Никакого потенциала на позитивные изменения у ее единственного хозяина – Бидзины Иванишвили – нет, а что могут и что думают его шестерки – не имеет никакого значения. Стало быть, запасаемся попкорном...
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции