Неделя была богатой на достаточно интересные события. Но большинство из них, так или иначе, получили оценку со стороны журналистов, поэтому я позволю себе остановиться на одном, на мой взгляд, недоосвещенном.
11 июля на сайте правительства появилось «более ста» поручений премьера. Если быть точными, список поручений состоял из 106 пунктов и заканчивался экологической темой. Сам факт внимания к экологическим проблемам не мог не привести в восторг – премьер поручил постоянно оповещать о ходе прокурорской проверки по вырубке эвкалиптов в городах Новый Афон и Гагра. О том, что речь идет не о вырубке, а об обрезке деревьев, я узнала уже позже, а в тот момент, когда я только прочла этот пункт, захотелось повесить портрет нового премьера за своей спиной и воскликнуть: «в мир пришел спаситель». Но пока портрет не внесли, я решила подробнее изучить эти «более ста» поручений.
И тут выяснилось, что таких поручений могло быть и двести и тысячу, потому что, во-первых, большая часть этих поручений незначительного технического характера. В них речь идет просто об исполнении своих должностных обязанностей чиновниками и сотрудниками кабмина. К примеру: «обеспечить проведение заседаний кабинета министров Республики Абхазия не реже одного раза в месяц, в последний четверг месяца в 11:00». А еще: опоздания, прогулы, дресс-коды... В общем, то, за что просто увольняют с работы, а не пишут поручения.
У другой части поручений, а это более шести десятков, сроки исполнения уже истекли и ответственные лица давно или не очень давно их исполнили.
Есть поручения, которые явно входят в противоречие с законом. Ну на основании какого нормативного акта можно «запретить сотрудникам центральных органов государственного управления поездки за рубеж, организованные неправительственными организациями», или «запретить размещение печати полиграфической продукции на территории РФ»?
Откровенно развеселило поручение о создании концепции формирования государственной идеологии. В общем, еще одна рабочая группа, которая будет работать вечно.
Конечно, есть поручения, которые не могли не вызвать положительную реакцию: создание нормативных документов, отчеты о деятельности подведомственных кабмину организаций, о существовании которых правительство, похоже, забыло, разработка концепции новой системы пенсионного обеспечения и НЕмногое другое.
Но количество таких поручений явно не дотягивало до ста. Поэтому общее ощущение, которое сложилось после прочтения этой «каши-малы», что документ писался «на коленке» с целью набрать «вес». «Более ста» поручений премьера – это эффектно звучит. Но зачем и какая цель была у создания сего документа, становится понятно уже из второго пункта поручений – «создание Управления государственного контроля, которое будет непосредственно осуществлять контроль и проверку за исполнением указов, распоряжений и иных поручений президента Республики Абхазия, распоряжений и иных поручений премьер-министра Республики Абхазия».
И его создали фактически в тот же день.
Управление возглавила Наталья Кварацхелия (Шохина), год назад «по собственному желанию» покинувшая другую контролирующую организацию – Государственный комитет Республики Абхазия по стандартам, потребительскому и техническому надзору. С чем было связано «собственное желание» Кварацхелия (Шохиной), никому неизвестно, но за ней в абхазском обществе прочно закрепились скептическое отношение и имидж авантюристической особы. Хотя, на мой, весьма поверхностный, взгляд, благодаря ее усилиям Госкомитет по стандартам, потребительскому и техническому надзору за несколько месяцев ее работы превратился из затрапезной контролирующей организации сельского типа во вполне современное учреждение, оснащенное техническими средствами и даже лабораторией для проведения анализа хлебобулочной, макаронной и кондитерской продукции.
Были заключены соглашения с Росстандартом по формированию нормативно-правового регулирования в сфере стандартизации и технадзора, с Роспатентом, которые защищали абхазские вина от подделок на российском рынке. Комитетом была проделана большая работа, направленная на государственную защиту товарных знаков, и многое другое.
Однако нахождение Кварацхелия в Госстандарте сопровождалось и действиями, вызвавшими недовольство руководителей гостиничных комплексов и других контролируемых организаций – в частности, ценовая политика за услуги по сертификации гостиничных комплексов. Подробности скандала не стали публичными, но вскоре произошла смена правительства, и руководство поменяли. С тех пор о кипучей деятельности этой организации ничего не известно. Она пропала с «радаров» СМИ.
Но теперь о главном. Сам факт создания новой структуры, которая будет контролировать исполнение распоряжений и иных поручений не только премьер-министра, но еще и президента, немало удивил. И не только потому, что это решение числится в «поручениях» премьер-министра, что само по себе вызывает массу вопросов. А, прежде всего, потому, что есть целых две автономных структуры под названием «администрация президента» и «администрация правительства», которые и призваны заниматься, в том числе, и вопросами, связанными с контролем за исполнением указов, распоряжений главы государства и правительства. Значит, смысл создания новой, на мой взгляд, дублирующей структуры выходит за пределы производственной необходимости, иначе, создав совместное управление госконтроля, необходимо распустить или хотя бы на порядок сократить целых две администрации.
Поэтому у меня нет сомнения, что структура, созданная новым премьером Гагулия несколько дней назад, создана под совершенно конкретную личность – Наталью Кварацхелия-Шохину. И «свыше ста поручений» – просто откровенный развод населения, которому надо как-то объяснить, зачем при правительстве создаются дублирующие структуры и увеличивается и без того раздутый чиновничий аппарат.
Но, если вдруг вслед за созданием управления последует ликвидация двух администраций – президента и правительства, я с великой радостью публично принесу свои извинения «старому» президенту и «новому-старому» премьер-министру.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия