Accessibility links

Правительство малых форм


Будущий глава правительства пообещал, что с сокращением министерств госбюджет сэкономит от 100 до 120 миллионов лари
Будущий глава правительства пообещал, что с сокращением министерств госбюджет сэкономит от 100 до 120 миллионов лари

От правящей силы «Грузинская мечта» и ее кандидата на пост главы правительства сегодня ждали объявления о новом составе кабинета министров. Однако будущий премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе попросил для формирования правительства три недели. До этого будет работать временный кабинет, то есть 11 прежних министров из 14, которые в данный момент имеют статус исполняющих обязанности.

Кто уйдет из правительства и кто туда придет, будущий премьер-министр Мамука Бахтадзе сегодня не сказал. Хотя представители правящей силы «Грузинская мечта» на прошлой неделе, после отставки главы правительства Георгия Квирикашвили и, соответственно, всего правительства, пообещали, что имена министров нового кабинета станут известны в понедельник. Выполнению этого обещания помешали уважение, которое правящая сила испытывает к закону, и планы будущего премьера Мамуки Бахтадзе:

«В рамках запланированных нами структурных реформ количество министров с 14 сократится до 11. Существующее законодательство, которое, кончено же, все должны уважать, не дает нам возможности сейчас же предстать (перед парламентом) в виде сокращенного правительства – по процедуре необходимо, чтобы мы предстали перед парламентом организационной структурой из 14 министерств. Поэтому мы инициируем поправки для сокращения количества министерств, но на это может уйти две-три недели. После этого мы вновь обратимся в парламент для утверждения уже сокращенного состава».

Правительство малых форм
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:22 0:00
Скачать

Мамука Бахтадзе пообещал, что с сокращением министерств госбюджет сэкономит от 100 до 120 миллионов лари. И эти немалые деньги будут направлены на важные социальные программы. От депутатов-«мечтателей» стало известно и то, что в правящей силе размышляют о слиянии министерств юстиции и по исполнению наказаний, а также образования и культуры, кстати, к последнему совсем недавно присоединили Министерство по вопросам спорта и молодежи. В предыдущей волне реформ при бывшем премьер-министре Квирикашвили Министерство по окружающей среде слилось с Министерством сельского хозяйства. Сегодня некоторые «мечтатели» говорили, что было бы неплохо, если бы Министерство окружающей среды снова стало отдельной структурой.

О бесшумной отставке министров экономики Дмитрия Кумсишвили и иностранных дел Михаила Джанелидзе в обществе узнали благодаря главе парламентского комитета по процедурным вопросам Георгию Кахиани:

«На этой неделе будет утверждено правительство в нынешнем формальном составе. Три министерства (экономики, финансов и иностранных дел) будут представлены заместителями министров. И в среду на пленарном заседании будем обсуждать вопрос об объявлении доверия».

Согласно этому плану, «Грузинская мечта» за месяц дважды сформирует и утвердит правительство: сначала временное, потом – сокращенное. И если в правящей силе это связывают с правовыми процедурами, в стане оппозиции новость трактуют совсем иначе: будто бы таким образом власть хочет сохранить места за непопулярными министрами МВД Георгием Гахария и юстиции Теей Цулукиани. И управляет всем этим «рука одного богатого человека». Так считает глава партии «Демократическое движение» Нино Бурджанадзе:

«Не имеет никакого значения, кто будет сидеть в кресле министра, до тех пор, пока всем управляет Бидзина Иванишвили. Он так уволил премьер-министра, что парламентское большинство даже не подозревало, что такое планировалось. Грузией правит одна рука – рука богатого человека».

Освободиться от этой руки, по мнению Нино Бурджанадзе, Грузия сможет, только радикально сменив власть, конечно же, путем досрочных выборов, которые по закону должны пройти в 2020 году. А лидеру партии «Движение строительства» Давиду Усупашвили, чтобы выразить свое возмущение происходящим, пришлось даже прибегнуть к кухонной терминологии.

«Так даже хачапурная не управляется, не то что государство. Пусть хотя бы кто-нибудь подаст будущему премьер-министру Конституцию. Что значит: утвердите на чуть-чуть, а потом что-то сделаю, а потом меня еще раз утвердите?» – недоумевал бывший спикер парламента Давид Усупашвили.

В целом ни оппоненты власти, ни представители гражданского сектора не против небольшого, но эффективного правительства. Однако, как говорит глава НПО «Экономическая альтернатива» доктор экономических наук Рамаз Герлиани, до сих пор достичь этого не удалось ни одной власти в Грузии:

«И при бывшем премьер-министре Квирикашвили была проведена реформа по оптимизации правительства. Но оптимизация не была хорошо осмыслена. Когда речь идет о сокращении правительства, это должно подразумевать и оптимизацию финансовых ресурсов. А у нас – наоборот: к примеру, одно ведомство делят на два агентства, и вместо одного мы уже получаем двух начальников – это не оптимизация финансов, а совсем наоборот. Что касается меня, то я, конечно же, за концепцию малого правительства, и в нем должна быть увеличена роль общественного контроля».

Но главным Рамаз Герлиани считает способность правительства разработать правильную политику рыночной экономики, чтобы 70% активов не оставались в распоряжении государства, как это продолжается с 90-х годов прошлого века.

А правозащитные НПО тем временем ожидают комплексных реформ в судебной системе и прокуратуре и отставки министра юстиции Теи Цулукиани. Этого ждут и участники акции протестов, прекратившие уличные шествия до утверждения нового правительства.

XS
SM
MD
LG