Оппоненты правящих властей подвергли жесткой критике санкционный «список Отхозория-Татунашвили» за то, что в нем фигурируют люди, которых нет в живых. Они обвиняют власти в формальном подходе к этому документу, призывают правящую команду продолжить серьезную работу над списком и пополнить его с учетом их требований.
«Может, мне объяснят, как можно применять какие-либо санкции к скончавшимся людям?» – обратилась к представителям правящей команды депутат от «Европейской Грузии» Ирма Надирашвили.
То, что в «список Отхозория-Татунашвили» попали несколько человек, которых уже нет в живых, стало известно уже через несколько часов после его принятия временным правительством. Разъяснения по этому поводу сегодня прозвучали практически от всех представителей властей. В интервью грузинским СМИ госминистр по примирению и гражданскому равноправию Кетеван Цихелашвили сказала:
«Доказательств, которые позволили бы закрыть дело, у наших правозащитников нет. Именно для того, чтобы было зафиксировано обвинение в адрес этих людей, они и попали в списки».
Впрочем, у оппозиции есть и другие вопросы по списку. О них говорит депутат от оппозиционной фракции «Европейская Грузия» Серги Капанадзе:
«К сожалению, в этот список не внесен ни один гражданин Российской Федерации. В частности, в него не попали представители ФСБ, ГРУ, оккупационных властей, которые напрямую осуществляют эффективный контроль (в этих зонах) и часто ответственны не только за совершение преступлений, но и за сокрытие личностей виновных. Ни один из этих людей не попал в этот список».
Глава парламентского комитета по правам человека Софо Киладзе пояснила, что работа над списком продолжается:
«Мы, естественно, не исключаем того, что в «список Отхозория-Татунашвили» могут быть внесены изменения. Если оппозиция назовет имена и фамилии людей, которые укладываются в этот контекст, мы это учтем. Для нас главное – привлечь к ответственности всех тех, кто совершил конкретные преступления против наших граждан».
Неполноценным называет список и научный сотрудник Грузинского фонда стратегических и международных исследований, кавказовед Алеко Квахадзе:
«Люди, которые были непосредственно вовлечены в убийство Татунашвили и Отхозория, были включены в список, но он неполноценный. Дело должно касаться не только убийств, но и преступлений, которые происходят против грузинского населения на оккупированных территориях».
Не видит смысла в проделанной правительством работе, но по другой причине, и представитель коалиции «За права беженцев» Зураб Бендианишвили:
«Этот акт («список Отхозория-Татунашвили») никак не может ограничить в чем-либо этих людей (фигурантов списка). Ограничения работают в том случае, если криминальные дела передаются по «красному циркуляру», в результате чего эти люди объявляются в розыск. Если бы речь шла непосредственно о делах, касающихся убийств Отхозория и Татунашвили, было бы понятно. Но мне сложно понять, что может изменить документ, касающийся преступлений, совершенных в 90-е годы».
Эти дела и их фигуранты должны были остаться вопросом уголовного права, но не становиться частью списка, которому придают важность политического акта. Кстати, по мнению Зураба Бендианишвили, подобные вопросы могут возникнуть и у партнеров Грузии.