Брюссельский саммит НАТО завершен. После встречи лидеров альянса с делегациями Грузии и Украины была принята соответствующая декларация. На вопросы журналистов участники саммита отвечали по отдельности.
И все-таки саммит будет памятным. Не потому, что Грузия не получила долгожданный План действий по членству – МАР, этого никто и не ждал, а потому, что в первый день саммита президент США Дональд Трамп многих поверг в шок, жестко раскритиковав европейских партнеров и публично возразив генсеку НАТО Столтенбергу.
А еще – главный герой саммита коротко, но лестно отозвался о грузинской делегации:
«Они здесь оставили очень хорошее впечатление. Мы выслушали их, тяжелая ситуация с Грузией. Но они произвели очень приятное впечатление», – ответил грузинским журналистам президент Дональд Трамп на пресс-конференции. Также предельно кратко Трамп обозначил шансы вступления Грузии в НАТО:
«В определенное время у них будет шанс, но не сейчас».
Об этом, но более расширенно и с употреблением других фраз, говорится в декларации комиссии НАТО-Грузия, принятой на саммите в Брюсселе. Обещание, что Грузия обязательно войдет в состав альянса, данное десять лет тому назад, остается в силе так же, как приверженность НАТО к ее территориальной целостности и суверенитету.
«Вместе мы обсудили проблемы, в том числе, угрозы России, касающиеся суверенитета и территориальной целостности (Грузии). Сегодня мы договорились продолжить совместную работу по подготовке Грузии к членству НАТО и активизировать нашу поддержку в таких областях, как кризисное управление, а также обучение и тренировки. Мы признаем значительный прогресс Грузии в проведении реформ. И мы высоко ценим важный вклад Грузии в нашу миссию в Афганистане», – заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг на заключительной пресс-конференции.
А президент Георгий Маргвелашвили оценил декларацию следующим образом:
«То, что Грузия одновременно и оккупирована, и станет членом НАТО, – эту позицию совместно зафиксировали лидеры стран (НАТО), и это очень важно».
В Тбилиси представители правящей силы «Грузинской мечты» саммит в Брюсселе назвали важным и успешным для Грузии, в оппозиции – напротив – провальным. Нет единого мнения и среди наблюдателей.
К примеру, специалист по международным отношениям, основатель Центра стратегического анализа Грузии Георгий Рухадзе этот саммит считает самым «пустым и разочаровывающим». Он вспоминает, как в 2008 году в декларации саммита появилась запись о том, что Грузия обязательно станет членом НАТО, что в 2012-м страна стала аспирантом, в 2014-м – получила пакет «существенных мер» и открыла тренировочный центр в Крцаниси, а в 2016-м в Варшаве Тбилиси отвели роль в структуре черноморской безопасности:
«В 2018-м на саммите НАТО, к сожалению, пришла к тому, что сочла возможным ничего нового Грузии не предложить, а Грузия дошла до того, что свыкается с этим. У каждого обещания есть свой срок давности, и если нет конкретных шагов для выполнения этого обещания, его актуальность, действительность ставится под вопрос, и главные мировые игроки его уже серьезно не воспринимают».
Георгий Рухадзе считает, что Грузия должна не щадить сил, чтобы убедить НАТО рассматривать ее как важный сдерживающий фактор России в регионе, а также усилить работу по развитию демократии в стране.