Accessibility links

О «ярких результатах» работы абхазского казначейства


Министр финансов Джансух Нанба (справа) и начальник Управления казначейства Саид Губаз на пресс-конференции в АРСМИРА
Министр финансов Джансух Нанба (справа) и начальник Управления казначейства Саид Губаз на пресс-конференции в АРСМИРА

Сегодня в Сухуме прошла пресс-конференция министра финансов и вице-премьера Джансуха Нанба и начальника Управления казначейства при Минфине Саида Губаз. Они рассказали об итогах работы абхазского казначейства и влиянии его на исполнение государственного бюджета.

С июля 2016 года в Абхазии начался переход на казначейскую систему исполнения бюджета. Нынешний министр финансов и вице-премьер Джансух Нанба был первым начальником Управления казначейства. Сегодня на пресс-конференции вместе с новым начальником Саидом Губаз они подвели итоги работы за два года и ответили на вопросы журналистов об эффективности, прозрачности и экономии.

Главный итог работы казначейства Джансух Нанба определил так:

«Если говорить о самых ярких результатах 2017 года, то нам удалось наладить систему финансирования и обслуживания клиентов в сфере бюджетного финансирования и, самое главное, перевести счета по учету и расходованию внебюджетных поступлений, т.е. средств от приносящей доход деятельности, в простонародье их называют спецсчетами. Плюс к этому в 2017 году все шесть действующих внебюджетных фондов были переведены на обслуживание казначейства. Таким образом, сегодня мы можем констатировать тот факт, что вся бюджетная система у нас обслуживается в управлении казначейства».

О «ярких результатах» работы абхазского казначейства
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:20 0:00
Скачать

В мае-июне нынешнего года у многих бюджетных организаций возникли серьезные проблемы с финансированием, поскольку их счета были заблокированы. Джансух Нанба пояснил, что по распоряжению премьер-министра Геннадия Гагулия счета были частично заблокированы у тех организаций, которые своевременно не сдали бухгалтерские балансы и не отчитались о своих расходах. Операции осуществлялись только по «защищенным статьям» – это заработная плата и социальные выплаты. Джансух Нанба сообщил:

«Блокировка финансирования уже снята ввиду того, что почти 95% бюджетных организаций, которые вовремя не сдавали бухгалтерские балансы и бухгалтерские отчеты, на сегодняшний день их сдали. Суть в том, что проблема неправильного ведения бухгалтерского учета и непредставления отчетности в нашей стране существует очень давно. Ряд бюджетных организаций, министерств и ведомств на протяжении даже не одного, не двух лет, а на протяжении пятилетий не сдавали бухгалтерские балансы. Это говорит о том, что к этой проблеме в нашей стране, по-моему, кроме Министерства финансов никто не обращался. В результате предпринятых действий нам удалось эту ситуацию выправить, организациям пришлось сдать балансы за предыдущие годы».

О том, что бухгалтера бюджетных организаций годами не сдают балансы, известно давно. Джансух Нанба считает, что во всем винить одних только бухгалтеров нельзя, ситуация более сложная, она связана с тем, что финансовая дисциплина на протяжении многих лет была на очень низком уровне. Должным образом не оформлялись хозяйственные операции, документы первичного учета, договоры. В результате бухгалтеры не получали необходимые оправдательные документы, не могли проводить операции и отчитываться. К этим документам относились как к ненужной формальности.

Введение казначейства помогло переломить ситуацию и поднять финансовую дисциплину. Спецсчета стали прозрачными для контроля. При казначейской системе руководитель организации не может представить счет на миллион рублей на покупку канцелярских принадлежностей, требуется детализация. До введения казначейской системы такой детализации не было, поэтому у проверяющих органов не было материалов для проверки. Казначейство позволило в этом направлении серьезно продвинуться.

Если у казначейства при поступлении поручений возникают сомнения, проводится оценка того, насколько оправданы расходы и насколько они соответствуют среднерыночным ценам. Саид Губаз сообщил:

«За период с 2017 года нами было забраковано платежей на сумму более 250 млн рублей, эти платежи были оформлены с нарушением законодательства либо нецелевого их направления без приложения соответствующих оправдательных документов. В несколько раз было больше платежей, которые мы вернули бюджетным организациям на доработку с замечаниями о том, какие документы и договоры отсутствуют. Они исправляли и правильно проводили кассовые расходы. За шесть месяцев этого года нами было забраковано платежей на 100 млн рублей».

На вопрос о том, может ли казначейская система противодействовать коррупции и какие возможности существуют для воровства бюджетных денег, Джансух Нанба ответил:

«Возможны различные варианты. Возможно, что нам будут представлены документы, к которым у нас вопросов не будет. Они будут правильно оформлены, деньги уйдут, но фактически тот или иной товар или услуга не поставлены. Или, что чаще всего бывает, это так называемые откаты, когда лицо, выступающее заказчиком, договаривается с поставщиком о поставке товаров или оказании услуг на своих условиях. К сожалению, казначейская система не является панацеей, все это на корню срубить здесь невозможно, но система достаточно серьезно усложняет жизнь людям, которые хотят на бюджетных средствах обогатиться, им нужно изощряться, правильно оформлять документы, вступать в сговор с поставщиком... Раньше это было проще».

Очень часто в обществе дискутируется вопрос о служебном автотранспорте, который обслуживает чиновников разного уровня, судей и депутатов. И журналистов, и граждан интересует количество служебных машин и расходы на их содержание и горюче-смазочные материалы.

Саид Губаз проинформировал только о служебном транспорте, который состоит на учете у республиканских органов власти, о служебном транспорте местных администраций рассказать не смог, но обещал подготовить более полную информацию. Он сказал:

«По состоянию на данный момент на балансе у республиканских организаций состоит 652 служебные единицы автотранспорта без учета спецтехники, которая состоит на балансе у силовых структур, в частности, у Министерства обороны. В месяц в среднем около 8 млн рублей уходит на оплату ГСМ для этого автопарка. И еще около 35 млн рублей в год выделяется на ремонт и приобретение запчастей».

Годовой бюджет самого Министерства финансов составляет около 45 млн рублей, общее число сотрудников – 105, из них 45 – работники казначейства, в каждом районе у него есть свои отделения.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG