Министр иностранных дел Южной Осетии Дмитрий Медоев сегодня отправился в Сирию, чтобы подготовить официальный визит в Дамаск президента Анатолия Бибилова. В рамках поездки предусмотрена встреча Бибилова с президентом Башаром Асадом. Напомним: Сирия объявила о признании независимости Южной Осетии и Абхазии 29 мая этого года.
Первому официальному визиту Бибилова в Сирию предшествует визит главы МИД Южной Осетии. Сегодня Дмитрий Медоев вылетел в Дамаск для подготовки встречи на высшем уровне, которая, как сообщает МИД, состоится в ближайшее время. Сроки ближневосточного турне президента пока не раскрываются, как пояснили мне в администрации президента, «из соображений безопасности».
Поездка в Сирию станет для Анатолия Бибилова первым официальным визитом в страну, признавшую государственную независимость Южной Осетии, за исключением России, признавшей суверенитет республики 26 августа 2008 года. Впоследствии дипломатические отношения республика еще установила с Никарагуа, Венесуэлой, Науру и Сирией.
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев называет предстоящую встречу «важным символическим визитом, который подтверждает решение о признании Южной Осетии»:
«Решение о признании принято и пересмотру не подлежит. И власти Сирии относятся к нему очень серьезно».
Южная Осетия также надеется принять в Цхинвале Башара Асада среди глав государств на праздновании десятой годовщины признания независимости. Насколько оправданы эти надежды? Или Дамаск будет представлять на торжествах только официальная делегация?
«Делегация приедет точно – судя по тому, что ожидается визит Бибилова в Сирию. Что касается Асада, то здесь вопрос сложнее. Конечно, если бы он приехал, то это был бы очень сильный жест. Был бы очень сильный сигнал. Сигнал, подтверждающий это признание, сигнал, усиливающий это решение с точки зрения текущей политики. Я думаю, это будет зависеть от того, намечен ли у Асада визит в Россию на это время. Он в Россию приезжал, причем в Россию он приезжал, когда ситуация в Сирии была тяжелее, чем сейчас. Собственно, препятствий к тому, чтобы Асад приехал в Россию, я не вижу. А если он приедет в Россию, то я не вижу препятствий к тому, чтобы он посетил Южную Осетию. Особенно если время совпадет».
В предстоящем визите Бибилова в Сирию есть одна любопытная деталь. Абхазия раньше Южной Осетии приступила к установлению контактов по линии исполнительной и законодательной власти, депутатам абхазского парламента удалось наладить отношения с коллегами в Сирии раньше югоосетинских. Однако сейчас югоосетинский лидер летит в Дамаск раньше абхазского президента.
Продолжает Николай Силаев:
«В Абхазии всегда были более активны во внешнеполитических вопросах. Еще Багапш посещал Турцию, и в отношении Евросоюза он вел довольно активную внешнеполитическую деятельность. И другие абхазские политики активнее югоосетинских занимались внешней политикой. Но почему сейчас Бибилов летит первым, очень сложно судить».
По словам Силаева, в случае приезда Башара Асада в Южную Осетию, «Грузия не сможет предпринять больше ничего, кроме того, что уже предприняла, разорвав дипотношения»:
«Действует закон об оккупированных территориях, действуют санкции, введенные с подачи Грузии, ограничивающие выдачу европейских и американских виз для граждан Абхазии и Южной Осетии. Грузия на международных площадках ставит вопрос в очень конфронтационной форме об Абхазии и Южной Осетии. Я не вижу здесь, куда еще наращивать давление с теми ресурсами, которые есть у Грузии. По поводу активности НАТО в Закавказье все известно, виден потолок, выше которого пойти невозможно. Ясно, что в текущей ситуации в НАТО Грузию не будут принимать. Поэтому я не вижу каких-то новых шагов, которые Грузия может предпринять».
В Сирии до начала военного конфликта проживало около двух с половиной тысяч осетин, предки которых переселились из Осетии на Ближний Восток в ходе Кавказской войны в середине XIX века. Вторая волна эмиграции пришлась на начало ХХ века.
«Отдельной осетинской диаспоры в Сирии никогда не было, все кавказские народы объединены в черкесскую диаспору – осетины, абхазы, кабардинцы, адыгейцы, они все объединены в одну диаспору, черкесскую. В Дамаске есть большой клуб, кроме Дамаска есть еще в Хомсе и Алеппо клубы. Но трудно сейчас, в это время, общаться с ними», – рассказывает уроженец Сирии Ахмад Албегов, вернувшийся на родину предков в начале 90-х.
Связи с Сирией он не теряет, ежедневно созванивается с родными в Дамаске и Алеппо. Ахмад рассказал, что в настоящее время осетин в Сирии не наберется и ста человек, люди бежали от войны в Иорданию, Ливан, Турцию или Европу. «Мы, осетины, в Сирии живем сто пятьдесят лет, наши предки переселись туда из Осетии. Нас было больше двух тысяч, но не осталось там много. Если президент Южной Осетии будет в Сирии, это нам очень приятно, что он увидит, что осетины живут в Сирии. В Дамаске остались осетины, часть которых знает русский язык, и при встрече с президентом Южной Осетии могли бы рассказать о своих проблемах. Нам приятно, что Сирия признала Южную Осетию как отдельное государство. Осетины очень довольны, что президент Сирии, правительство Сирии признали Южную Осетию. Большое спасибо говорим президенту Сирии за это дело. Северная Осетия и Южная Осетия благодарны руководству Сирии за признание независимости Южной Осетии».
В Цхинвале прохладно отнеслись к осетинским беженцам из Сирии, часть которых в разгар сирийского конфликта попыталась вернуться на родину. Югоосетинские власти не предлагали им гражданство, не предоставили жилье. В отличие от частых гуманитарных акций в поддержку Донбасса, югоосетинское правительство не отправляло гуманитарную помощь своим братьям на Ближний Восток, в отличие от политиков из Сухума и Нальчика, посещавших Сирию и оказавших населению посильную материальную помощь. Сегодня, уточняя информацию у высокопоставленной чиновницы из окружения Бибилова, я спросила, почему Цхинвал не оказывает помощь Сирии, и получила несколько шокирующий ответ: «Почему? Без нас они никак?»
Между тем новость о приезде президента Южной Осетии уже распространилась в Дамаске. Осетины Сирии ждут Анатолия Бибилова и надеются, что встреча не ограничится протокольными мероприятиями и югоосетинский лидер внемлет проблемам своих соплеменников и, возможно, окажет помощь в гуманитарных вопросах.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия