Вчера, просматривая публикации в соцсети Facebook, наткнулся на одну из них, выложенную абхазским журналистом со следующим его вступлением: «Грузинский писатель Зураб Джишкариани в центре скандала в Тбилиси. Недавно он появился на публичном мероприятии в футболке, на которой были абхазский флаг и надпись по-русски «Абхазия». Его обвинили в предательстве интересов Грузии…» Заинтригованный, открыл этот небольшой текст интернет-издания JAMnews под заголовком «Грузинский писатель: жажда мести мешает нам видеть в абхазах людей».
Я, конечно, не рассчитывал, приступая к чтению, что мы все стоим на пороге некоего прорыва в грузино-абхазских отношениях. Но этот молодой бородатый парень на фотографии в просторной куртке, наброшенной на футболку (наверное, ту самую), не мог не заинтересовать мотивацией такого своего поведения. Кстати, абхазский журналист, выложивший данную публикацию в Facebook, сообщил мне по телефону, что, насколько ему известно, Джишкариани неоднократно надевал эту футболку на публике, из-за чего сограждане начали его «прессовать», у него появились неприятности.
Неужели этот молодой писатель набрался смелости и публично озвучил то, о чем, нельзя исключать, и, как порой приходилось слышать, в грузинском обществе все же заговаривает кое-кто «на кухне»: а может, мол, и впрямь признание Грузией независимости Абхазии – это оптимальный путь для Тбилиси, чтобы вернуть доверие абхазов и восстановить многое из утраченного четверть века назад в грузино-абхазских отношениях? А также: разве абхазы не имеют право на национальное самоопределение, государственность и государственную символику, как и грузины и другие народы?
Но, честно скажу, не увидел в изложении взглядов молодого писателя из его интервью интернет-изданию «Табула» ничего нового. В принципе, это повторение абстрактных рассуждений, которые в тех или иных вариациях приходилось слышать от некоторых представителей либерально мыслящей грузинской интеллигенции все послевоенные почти 25 лет. Возможно, именно поэтому к тексту не появилось ни одного комментария абхазских пользователей.
По словам Джишкариани, грузины и абхазы оказались в тупике, и, если обе стороны что-то не уступят, им трудно будет из этого тупика выходить: «Они (абхазы) замкнулись, крутятся вокруг России, у них нет выхода наружу. Единственный выход у них может быть в сторону Грузии. У нас в течение многих лет проводится одна и та же политика – или мы хотим войти туда и вернуть абхазов войной, что в основе своей неправильно, либо, как утверждает другая половина, мы должны войти туда мирно. Но как именно – ответа у них нет. Я думаю, мы должны взять мяч и играть не на поле России, а на нашем поле. Я верю, что в конечном счете воля народа, свободных людей означает намного больше, чем воля больших государств».
Возможно, Зураб Джишкариани – талантливый молодой писатель, но приведенные рассуждения его заставили меня пожать плечами. То, что абхазы хотели бы быть иметь выход в весь окружающий мир, а не только в Россию, – факт, не подлежащий сомнению. Но почему «единственный выход у них может быть только в сторону Грузии»? Как-то никого из абхазов за четверть века так и не удалось в этом убедить.
И далее: «В какой-то момент мы должны почтить память всех, кто воевал с этой и с той стороны. Они боролись, может быть, за неправильные идеи. Но они в них верили. Поэтому мы должны забыть о наших погибших, они – о своих. Забыть не означает выкинуть на помойку. Это означает, что мы должны сказать: это случилось, и мы должны идти вперед. Знаю, что труднее всего забыть кровь, что пролилась тогда. Но по принципу «кровь за кровь» эта проблема не решится никогда. Нас ослепляет жажда мести и не позволяет нам видеть в абхазах людей. Да, я приветствую моих знакомых и родственников с той стороны и того же жду от них».
Не думаю, что за призыв «забыть» о павших защитниках Абхазии абхазы проникнутся к Джишкариани уважением и любовью. При всех возможных огрехах перевода он сказал что-то явно не то.
В публикации также сообщается: «На фото, снятом 27 июня, на котором запечатлен Джишкариани как один из победителей литературного конкурса Университета Ильи, на нем надета футболка с абхазским флагом. Часть общественности в Грузии встретила это с негодованием. Джишкариани тут же объяснил, что эта футболка – подарок абхазских друзей, и он ее часто носит, а его друзья в Абхазии носят футболки с флагом Грузии. Однако это не убедило критиков».
Меня тоже не убедили слова, что «его друзья в Абхазии носят футболки с флагом Грузии». То ли слукавил парень, то ли его ввели в заблуждение.
Грузинские пользователи соцсетей, в частности, возмущались: «Лекторы Университета Ильи … награждают «писателя», который в знак солидарности носит футболку российской сепаратистской Абхазии»; «Абхазы нас ненавидят, и не говорите, что это не так. С точки зрения сегодняшнего дня протянутую им руку дружбы считаю большой глупостью на фоне их фундаментальной ненависти».
Но в публикации приведены и интернет-комментарии, написанные в поддержку Джишкариани: «Именно потому невозможно осмыслить и закончить эту войну, перевернуть страницу – никто не хочет посмотреть на конфликт с другого ракурса, другой перспективы, послушать другое мнение, не основанное на национализме. Война еще не закончилась, и, наверное, еще много времени понадобится, чтобы забыть взаимную ненависть».
Правда, все это – примерно все те же общие слова, что и у самого Зураба. При этом мне хочется высказать убеждение, что не раз прозвучавшее в этих цитатах слово «ненависть» не играет в деле грузино-абхазского урегулирования ключевой роли. В любом народе есть люди, предрасположенные к ненависти, к агрессии, и, наоборот, люди, предрасположенные к миру. В том числе, и среди абхазов, и среди грузин. Вокруг меня живет много абхазов, не испытывающих ненависти к грузинам как к народу, но попробуйте предложите им вернуться к «совместному проживанию» с руководством из Тбилиси – и они зададут закономерный вопрос: для того, чтобы «великий знаток абхазского языка» Вахтанг Кикабидзе начал доказывать здесь нам, абхазам, что в нашем языке нет слова «лодка», ибо мы «спустились с гор»? И добавят: неужели мы так похожи на любителей ходить по граблям?
Что касается Зураба Джишкариани, то пока, мне кажется, рано говорить, что означает его футболка с абхазским флагом. То ли нравственный порыв, сродни порыву азербайджанского писателя Акрама Айлисли, который в романе «Каменные сны» преодолел однобокость национального мышления в армяно-азербайджанском конфликте. То ли просто самопиар и желание привлечь к себе повышенное внимание общества. Хочется надеяться на первое.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции