Сегодня в Сухуме состоялась пресс-конференция министра культуры и охраны историко-культурного наследия Абхазии Эльвиры Арсалия и ее заместителя, главы департамента по охране историко-культурного наследия Батала Кобахия.
Они рассказали о текущей деятельности министерства, в частности, о проекте «Культурные сезоны Абхазия-Россия» в 2018 году, о реализации целевой программы по инвентаризации недвижимых объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории республики, о развитии театров, музейного дела, фестивалях и гастролях.
Арсалия отметила: «Культурным сезонам» в этом году 10 лет. За это время прошло немало значимых культурных событий. В нынешнем юбилейном году было решено провести «Культурные сезоны» как можно масштабнее. Так, 26 августа планируется провести большой концерт с участием хора им. Пятницкого и абхазских творческих коллективов. В октябре пройдут мастер-классы по музыке под руководством профессоров из Московской консерватории, а также мастер-классы по кинематографии. В рамках сезонов планируем работать во всех сферах культуры».
Журналисты, в частности, поинтересовались развитием ситуации со снесенным 19 июля находившимся с января в полуразрушенном состоянии объектом историко-культурного наследия в Новом Афоне. И хотя это всего лишь здание табачного склада, построенное монахами в конце позапрошлого века, шум в обществе был большой, что лишний раз подтверждает истину: главное в таких случаях – активность поднявших шум. Батал Самсонович сказал:
«Ну, вообще-то по этой теме так подробно было сказано и теми, кто разрушал его, и теми, кто возмущался, и нашим управлением. Речь идет о том, что здание надо воссоздать в том виде, в котором оно было. Но, уверяю вас, в нашей стране разрушаются на наших глазах гораздо более значимые объекты культурного наследия, начиная от античности, имею в виду архитектурные памятники. И самая большая проблема состоит у нас в том, что мы каждый день разрушаем один или два архитектурных объекта».
Кобахия остановился на законодательно-правовых проблемах. Одна из них в том, что подавляющее большинство памятников находится в ведении местных властей, которые не подчиняются Министерству культуры и охраны историко-культурного наследия. Он уточнил: «По закону мы не можем влиять на органы местного самоуправления. Я писал письма во все компетентные органы, чтобы они повлияли на систематизацию процесса передачи госимущества в частные руки. Если бы в нашем распоряжении был закон, мы бы использовали его в полной мере. Мы выиграли уже множество судебных процессов. Если наши предложения по изменению законодательства примут, то будут позитивные шаги в сфере сохранения объектов культурного наследия».
Один из журналистов задал вопрос о ситуации в Абхазском драматическом театре. Он известен не только своим славным прошлым, творческими достижениями, но и, увы, традициями расколов в коллективе, берущими начало еще с советских времен. Несколько недель назад был назначен новый руководитель театра – Нодар Чанба. Но это у немалой части коллектива вызвало протесты, выплеснувшиеся в СМИ. Можно ли сказать, что сейчас в театре все «устаканилось»? Эльвира Арсалия сказала:
«После того, как пришел новый руководитель Нодар Викторович Чанба… И он руководитель с более широкими полномочиями, координирующий и административную, и художественную часть… Наверное, сейчас как раз таки надо дать какую-то паузу, время затишья, чтобы театр через какое-то время заявил о своей работе, своем репертуаре, вообще о своем дальнейшем развитии. У нас есть прекрасный пример Сухумского русского театра. Мы так же приводили туда руководителя. И прошло несколько месяцев, может, даже полгода только – и вот какой-то вектор развития, который был выбран, мы его результаты видим и сегодня. То есть это очень хороший репертуар, по части привлечения зрителей и вообще как такой активный культурный центр он состоялся. Мы уверены, что в Абхазском театре будет так же. Мы это видим, потому что самое главное - есть диалоги со всеми. Вообще, миссия руководителя – это говорить со всеми и работать на общий результат.
– Кстати, никто не ушел (Батал Кобахия).
– Да, все люди работают, все люди остались».
Когда был задан вопрос о развитии музейного дела, Эльвира Анатольевна, в частности, отметила:
«В прошлом году было создано два новых государственных музея. Это музей Нестора Лакоба и музей Баграта Шинкуба. И вот в этом году огромную исследовательскую работу проводит музей Лакоба. Была выставка, посвященная его юбилею, сайт запустили. Если не может пока музей работать в режиме работы экспозиций, приема гостей, то есть другая форма, есть сайты на английском, на русском, на абхазском, которые позволяют нам быть постоянно в каком-то мировом культурном, научном обороте».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия