«Игнорирование должностных обязанностей во взаимодействии чиновника и гражданина – это нарушение прав человека», – заявила в интервью «Апсныпресс» Уполномоченный по правам человека в Абхазии Асида Шакрыл. На вопрос, с какими проблемами к ним обращаются граждане, Асида Шакрыл сообщила: «В основном обращения граждан связаны с паспортизацией (процесс замены паспорта гражданина Республики Абхазия старого образца на новый фактически заменился процессом подтверждения гражданства РА), правовое регулирование которой оказалось в тупике. Недавно принятые поправки сняли некоторые вопросы, но, к сожалению, не все».
Обращаются также в связи с нарушениями в правоохранительной системе по вопросам содержания в местах заключения. Речь, по словам Асиды Шакрыл, идет о превышении должностных полномочий сотрудниками правоохранительных органов: «Есть жалобы на нарушения норм при задержании, жалобы на случаи избиения задержанных, не всегда вовремя оказывается должная медицинская помощь, они содержатся в ненормальных условиях. Часто обращаются к нам и адвокаты. По многим вопросам мы не получаем должного реагирования на наши запросы со стороны правоохранительных органов. Если так будет продолжаться, то мы начнем поднимать этот вопрос в парламенте. Более того, в своем ежегодном обязательном докладе о ситуации с правами человека в стране мы отметим все случаи, когда не было реагирования».
«Нужная газета» публикует статью, посвященную свободе слова в Абхазии. Автор статьи Ольга Джонуа приходит к выводу, что «зачастую культуры свободы слова нет в абхазском обществе, по крайней мере, у той его части, которая активно пользуется социальными сетями и скрывает свою личность под анонимными никами, прикрываясь правом на свободу слова и самовыражения».
А тем временем журналисты, работающие открыто и публично, подвергаются давлению как со стороны власти, так и со стороны ее оппонентов. Периодически кому-то из журналистов поступают угрозы за ту или иную публикацию. «К сожалению, сегодня журналисты самостоятельно «отстаивают» свое право на свободу слова, фактически без поддержки со стороны общества и коллег. Не реагируют на нарушение прав журналистов прокуратура, омбудсмен, депутаты парламента, глава государства. Лишь за редким исключением небольшая группа журналистов подписывает заявление в поддержку своего коллеги или посещает судебные заседания. Из всего сказанного можно сделать вывод, что свобода слова, право на выражение мнения – это конституционное право, придуманное законодателем для анонимов, и оно не распространяется на журналистов, открыто, под своими именами выражающих свое мнение», - пишет «Нужная газета».
В Абхазии давно назрела необходимость создания детского дома семейного типа, считает глава Детского фонда Абхазии Асида Ломия. «Долгое время считалось, что отсутствие в Абхазии детского дома – это наше общее достижение. Известно, что жители охотно берут отказников из роддомов или даже покупают новорожденных, иногда привозят из-за пределов страны. Также считается, что у нас нет детей, которые живут на улице. Но если беспризорные дети не путаются под ногами буквально, это вовсе не означает, что проблемы нет. Представители различных профильных общественных организаций уже несколько лет едины во мнении, что Абхазии необходим хотя бы Центр временного пребывания для безнадзорных детей, а также женщин – жертв домашнего насилия», – пишет газета «Чегемская правда».
На учете у благотворительной общественной организации «Киараза» немало детей, которые проживают в семьях без надлежащего ухода. Есть и беспризорные дети. Речь не идет о массовых случаях, но даже одному ребенку пока мало чем можно помочь.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия