Accessibility links

Неподъемная ноша невозвратных кредитов


Изида Чаниа
Изида Чаниа

Истории о том, как и кому выдаются в нашей стране кредиты, будоражат абхазскую общественность многие годы. Долгое время эту тайну охранял глава Национального банка страны Илларион Аргун. Получить информацию от Иллариона Шамаховича было фактически невозможно – журналисты задавали вопросы как в письменном виде, так и устно, но банкир отвечал отказом.

Сразу после выборов 2014 года глава Нацбанка погиб в автомобильной катастрофе. Его бронированный автомобиль AUDI S8 почему-то врезался в скалу и загорелся в пригороде Сухума, в районе села Верхняя Эшера. Двери автомобиля по странному стечению обстоятельств оказались заблокированы и пассажиры скончались от удушья. Так погибли председатель Нацбанка Илларион Аргун и начальник Службы безопасности банка Джейран Кирвал.

Несмотря на то, что ранее, в 2009 году, на главу банка совершалось покушение, у следствия так и не появилось никаких версий, кроме ДТП. Говорили о некой машине, которая выехала на встречную полосу по ходу движения автомобиля, в которой находился Аргун, но модель машины в интересах следствия не сообщили. Нет уже и следствия, и забыта марка машины, и вместе с главным банкиром ушли в небытие все финансовые тайны страны до 2014 года.

Неподъемная ноша невозвратных кредитов
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:17 0:00
Скачать

Беслан Барателия, сменивший Иллариона Аргун на должности, оказался более открытым. В СМИ периодически стала просачиваться (возможно, и отфильтрованная) информация о невозвращенных кредитах, о деятельности кредитных организаций, которые, судя по всему, находились в весьма сложной ситуации. Общество требовало имен – имена появлялись, но за эмоциональными обсуждениями в соцсетях ничего не следовало. То ли законодательство у нас рассчитано на тех, кому позволено грабить страну, то ли не попадают во власть люди, способные принимать решения в интересах государства и ее народа.

Но вот в ноябре 2017 году председатель Нацбанка сообщил, что отстранен от должности глава государственного банка – Сбербанка Абхазии Тимур Бганба, и в главном кредитно-финансовом учреждении страны введено временное управление. Причиной такого решения главный банкир назвал убытки Сбербанка в размере полумиллиарда рублей, что привело к сложностям при выплате пенсий и переводах между клиентами. По словам Барателия, за десятилетия у Сбербанка образовался самый «проблемный кредитный портфель» и необходимо проводить «оздоровительные мероприятия».

После окончания прошлого финансового года Сбербанком занялась Генпрокуратура, которая возбудила уголовное дело по ст. 196 ч. 2 (злоупотребление должностными полномочиями) в отношении председателя правления Сбербанка Бганба Тимура Сергеевича. По версии следствия, Бганба, используя свои должностные полномочия, в 2015 году предоставил кредит на заведомо невыгодных (для госбанка) условиях сухумскому деревообрабатывающему заводу «Апсны».

«По версии следствия, Бганба обвиняется в том, что, используя свои служебные полномочия вопреки интересам организации, заключил от имени Сбербанка договор о предоставлении кредита, невыгодного для банка. В сумме один миллион 959 тысяч долларов США. У нас есть основания полагать, что заранее было известно, что кредит обслуживаться не будет и погашен не будет, то есть банком был выдан кредит, возможности погашения которого весьма сомнительны», – говорит заместитель генпрокурора Эшсоу Какалия.

Это единственный эпизод, который вменяется в вину бывшему председателю правления госбанка Тимуру Бганба. Хотя, по словам Беслана Барателия, убытки Сбербанка росли почти в геометрической прогрессии: за 10 месяцев в 2016 году они составляли 63 млн рублей, а за шесть месяцев 17 года – 18 млн рублей. 6 июля нынешнего года Генпрокуратура объявила бывшего председателя правления Сбербанка Тимура Бганба в розыск.

Если у генпрокурора есть основания полагать, что кредитору было известно, что «кредит обслуживаться не будет и погашен не будет», то у меня есть основания полагать, что данное дело не будет доведено до логического завершения и, как многие другие громкие дела, либо «ляжет под сукно», либо рассыплется в суде. За многие годы мы все убедились, что одолеть годами создававшуюся систему получения невозвратных кредитов нашему государству в нынешнем его состоянии не под силу. Может быть, поэтому основная стратегия власти выглядит, как игра в поддавки.

Отказавшись в 2011 году от возбуждения уголовного дела по факту смерти второго президента Абхазии Сергея Багапш, в 2014 году – от очень опасного расследования факта смерти председателя Национального банка Иллариона Аргун, в 2017 году – приостановив расследование по факту захвата МВД в июле 2016 года (перечень можно продолжить, переставляя знаковые даты, имена, события), власть не решалась делать важные шаги. Мне нетрудно догадаться, что выигрывала власть в этой игре, но я совершенно не могу понять, что выиграла от этой игры наша страна. Разве что правоохранительную систему, которая теперь не работает не только на народ, но и на власть?

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Изида Чаниа

    В 1978 году окончила сухумскую среднюю школу №2, в 1983 году – биохимический факультет Абхазского госуниверситета. 

    Работала в газетах «Абхазский государственный университет», «Советская Абхазия», «Аидгылара», на Абхазском ТВ, в газетах «Экспресс-хроника», «КоммерсантЪ», внештатным корреспондентом в российских информационных агентствах «Постфактум», «Интерфакс». С 1998 года по 2016 год – редактор газеты «Нужная газета», с 2016 года – редактор газеты «Мырзаканаа».

    Член Союза журналистов Абхазии, председатель Ассоциации журналистов и работников СМИ Абхазии.

XS
SM
MD
LG