В Грузии подходит к концу туристический сезон, и, как всегда в последние годы, власти рапортуют об очередных успехах на ниве привлечения максимального количества иностранных туристов. Ожидается, что к концу года доход страны от этой отрасли экономики превысит 3 млрд долларов – это почти 7% от ВВП страны.
На этом фоне нет-нет да и возникает соблазн увидеть именно в туристическом бизнесе выход из затянувшейся экономической стагнации – и действительно, в мире немало стран, которые сделали именно туризм основной своего процветания. Если это удалось Кипру или Мальте, то почему это невозможно для Грузии?
Более того, в последнее время участились разговоры о том, что Грузии совсем не нужна промышленность, особенно тяжелая, что акцент на крупные производства – это чуть ли не пережиток советского мышления. Причем речь идет не только о люмпенах, предпочитающих вырубать деревья целыми массивами нежели видеть у себя под боком гигантские гидроэлектростанции, – с ними-то все как раз ясно. Проблема в том, что антииндустриальные настроения возникли и в среде людей образованных и разбирающихся в экономике – спор идет о моделях развития страны, то есть теме, недоступной для люмпенов.
Аргументы в пользу противников индустриализации вполне понятны и в некотором смысле рациональны – уже прошли времена, когда уровень развития стран определялся количеством выплавленной стали и выпущенных станков. Сегодня мир находится в стадии, которую почти официально именуют постиндустриальной, развитые страны от индустриальных гигантов отказываются, а большинство производств уже давно перенесены в Китай – про аутсорсинг слышали? Вот это оно и есть.
По мнению этой категории граждан, помимо устаревшего акцента на индустриализацию, есть немало других способов добиться экономического роста – сервис, финансы, биржи, банки, туризм, транзит и другие способы привлечения валюты, никак не связанные с ядовитым дымом фабричных труб. В случае с Грузией – это транзит и туризм, два довольно активно развивающихся сектора экономики. Что ж, давайте разбираться, что к чему.
Грузия уже смело может считаться страной туристической – в этом секторе напрямую занято около 200 000 человек, и это только напрямую. Есть такое понятие – мультипликативный эффект. Оно определяет количество рабочих мест в смежных отраслях при вложении инвестиций в один конкретный сектор. Туристам нужны самые разные услуги, не являющиеся напрямую частью туристической отрасли, – такси, рестораны, продукты питания и т.д. Мультипликативный эффект от туризма довольно высок, однако, увы, пример Грузии наглядно показывает, что этот сектор экономики обеспечивает лишь однобокое развитие – в туристических регионах жизнь более или менее налаживается, но стоит отъехать вглубь страны километров на 15, становится очевидно, что блага туристической индустрии распространяются не на всех.
При ближайшем рассмотрении аргументы противников индустриализации оказываются несостоятельными. В реальности исключительно на туризм и некоторые другие виды услуг успешно опираются лишь небольшие страны с населением в несколько раз меньше Грузии. Например, в Европе это Кипр, Мальта и Черногория – страны, которые, действительно, по сути, ничего не производят. Однако их население не превышает нескольких сот тысяч – это почти как наша Аджария, которая, действительно, бурно растет, но остальной стране от этого ни жарко, ни холодно.
Возможно, кому-то это покажется забавным, но Грузия слишком большая страна для того, чтобы прийти к процветанию исключительно непроизводительными методами. Реальность показывает, что все развитые страны с населением больше миллиона, которые известны миру как центры финансов, торговли и туризма, при этом являются крупными товаропроизводителями.
Что мы знаем о Сингапуре? Это центр торговли, крупный международный порт, там расположены представительства крупных транснациональных компаний, банки и биржи. В общем, оно самое, мечта грузинских антииндустриалистов. При этом мало кто знает, что Сингапур является крупным производителем электроники и экспортирует в год продукции на 250 млрд. долларов. Умопомрачительная цифра... То же самое и другие страны с мощным туристическим сектором во всем мире: от Греции до Индонезии – везде, во всех туристических странах дымят фабричные трубы, а миллионы рабочих по утрам спешат к своим станкам.
Кстати, кто-нибудь в курсе, что в будто исключительно туристической Чехии только в области производства медицинского оборудования работает около 100 предприятий? И это только в производстве медицинской аппаратуры, что же тогда говорить обо всем остальном? А вы, наверное, думали, что Чехия – это только Прага и пиво...
Более или мене крупные страны, не имеющие крупных производств и ориентирующиеся на различные виды сервиса – вроде Панамы, – развиваются однобоко. Там стеклобетонные деловые центры соседствуют с трущобами, а крайняя роскошь – с беспросветной нищетой, и это продолжается десятилетия.
В некоторых сугубо туристических странах вроде Ямайки и Мадагаскара туристическая отрасль вообще живет отдельной жизнью, а гостиничные комплексы никак не соприкасаются с обычными населенными пунктами – эдакое гетто, только, наоборот, для богачей. За их стенами – нищета, преступность и безнадега.
Нравится кому-то или нет, но времена не очень-то изменились. Сегодня, в эпоху Facebook и Amazon уровень развития стран, к сожалению, как и 100 лет назад, все еще зависит от количества выплавленной стали и произведенных автомобилей. Мир пока еще не нашел никаких других способов долгосрочного роста экономики, более эффективных, чем индустриализация. Даже в эпоху аутсорсинга развитие полностью зависит от числа фабрик и заводов – Китай лишь унес себе часть производств, которые, по идее, могли бы открыться в Штатах или Европе, но это совершенно не значит, что они в свою очередь полностью отказались от индустрии.
Исходя из этого, совершенно очевидно, что туризм имеет огромное значение для стабильности экономики Грузии, но он не может заменить того, что является главным источником роста, – спешащих на заводы рабочих. И, кстати, даже в эпоху Facebook и Amazon самой крупной компанией мира все же является производитель, промышленный гигант Apple…
И сейчас, так же, как и 100 лет назад, что хорошо для General Motors, то хорошо для Америки…
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции