С 15 сентября по распоряжению главы Минфина Грузия накладывает запрет на автомобильные перевозки для импортеров пшеницы – только морским или железнодорожным транспортом.
Свое решение глава Минфина Иване Мачавариани объяснил как перегруженностью трасс в разгар туристического сезона, так и низкой загруженностью железных дорог Грузии.
«В этом году у нас беспрецедентный наплыв туристов, и, если вы в курсе, на КПП в Ларсе (граница с РФ) наблюдается серьезный кризис. Сотни машин из-за многочасовых пробок возвращаются обратно, и из-за этого страна несет серьезные убытки. Мы ознакомились с заявлением «Ростуризма», который советовал своим гражданам воздержаться от поездок в этом направлении. Это недопустимо, мы приняли решение ограничить перевозки зерновых».
Впрочем, в приказе министра есть оговорка, допускающая в «исключительных случаях» перевозку пшеницы большегрузным транспортом.
Специалисты транспортной сферы говорят, что вмешательство в деятельность рынка недопустимо. В Грузии в этом случае уйдут в простой до трех тысяч автомобилей, специально переделанных под перевозку зерна, говорит Паата Цагареишвили, глава Центра изучения транспортных коридоров:
«Автомобильные перевозчики окажутся вне игры. По моим подсчетам, тариф за перевозку пшеницы вырастет на 30-40 процентов в случае железнодорожных перевозок, что приведет к подорожанию на рынке. Приказ министра в одночасье оставит сотни людей без средств к существованию, в то же время доходов лишится и страна, так как грузинские перевозчики потеряют освоенный ими рынок в Армении, доходы с которого теперь будут получать железнодорожники Армении. Разумеется, определение транспортной политики является прерогативой государства, однако это не должно происходить за счет нарушения принципов свободного рынка».
Согласно статистике Центра, с 2012 по 2017 год перевозки пшеницы по железным дорогам Грузии снизилось на 78%. Из перевезенных по железной дороге в прошлом году 300 тысяч тонн на долю Грузии пришлось 165 тысяч тонн, что составляет 30% годовой потребности Грузии. Впрочем, некоторые специалисты сомневаются, что искусственные ограничения приведут к росту цен на хлебопродукты. Говорит глава ассоциации производителей муки Леван Силагадзе:
«Ежемесячное потребление Грузией пшеницы составляет порядка 50 тысяч тонн, из которых на долю автотранспорта приходится не более 20%. Необходимо знать, что автотранспортом на Южный Кавказ в основном поставляется низкосортная неочищенная пшеница прямиком с полей юга России, тогда как морским транспортом поставляется откалиброванная высокосортная пшеница, которая на выходе дает значительно больше муки, чем завезенная грузовиками. Эти факторы компенсируют разницу в цене, поэтому я не ожидаю подорожания продукции».
Аналогичное мнение высказала директор крупнейшего импортера пшеницы «Агриком» Кетеван Кублашвили:
«Цена на пшеницу определяется многими факторами, в том числе, ценообразованием в странах-производителях, поэтому однозначно утверждать, что эта мера приведет к повышению цен, несерьезно. Только за последний месяц цена пшеницы на мировых рынках выросла на 100 лари за тонну. Поэтому не считаю, что исключение одной транспортной линии неминуемо приведет к росту цен».
Между тем о подорожании заговорили и в Армении. По прогнозу издания «Жаманак», цена пшеницы вырастет примерно на 50 долларов за одну тонну.
Импортеры оценивают принятое решение как давление на бизнес и требуют встречи с министром финансов. По информации Минфина, в ведомстве выразили готовность провести переговоры с перевозчиками по выработке взаимоприемлемых условий. Они состоятся в ближайшее время.