С 25 по 27 сентября в Москве прошло первое заседание совместной югоосетино-российской демаркационной комиссии. По информации пресс-службы МИД Южной Осетии, работа прошла в духе добрососедства и конструктивного диалога.
Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о государственной границе был подписан в Москве 18 февраля 2015 года. Он был принят в рамках другого большого договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 17 сентября 2008 года.
26 апреля 2016 года Договор о госгранице был ратифицирован Владимиром Путиным, а 25-27 сентября стороны подписали в Москве специальное положение о совместной югоосетино-российской демаркационной комиссии, то есть документ, регламентирующий работу по демаркации границы.
Мне не удалось связаться с участниками комиссии от Цхинвала, сегодня они были недоступны для комментариев. Но в курсе происходящего заместитель начальника Управления внутренней политики администрации президента Алан Джуссоев. По его словам, во время работы над договором о государственной границе никаких разногласий между сторонами не возникало, нет их и сейчас: административную границу между Грузинской ССР и РСФСР просто внесли в договор о государственной границе между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия. Говорит Алан Джуссоев:
«Особо хочу подчеркнуть, что демаркация и делимитация границы лишний раз подчеркивает межгосударственный уровень взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия. Это как бы для ушей Нино Бурджанадзе, которая считает, что, если Грузия заявит внеблоковый статус и заключит дружественный договор с Москвой, все проблемы с Абхазией и Южной Осетией будут решены автоматически».
Еще один важный момент, считает Алан Джуссоев: на этом участке границы у России есть договор только с Южной Осетией, с Грузией делимитацию и демаркацию границы Россия не проводила никогда:
«Российская Федерация признала Грузию в 1992 году, но никаких действий по обозначению границы Российская Федерация не предприняла. Тем самым она как бы поставила знак вопроса над так называемой территориальной целостностью Грузии. И правильно сделала, потому что эти действия могли бы усугубить конфликт.
– Чем они могли усугубить конфликт?
– Демаркация границы делается в двухстороннем порядке. То есть с одной стороны должны присутствовать представители государства и с другой – пограничники, представители комиссии и так далее. Такая комиссия в 1992 году не могла быть ни на югоосетинском участке границы, ни на абхазском. Так что это было невыполнимое условие».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия