ПРАГА---В Праге состоялась очередная встреча замминистра иностранных дел России Григория Карасина и спецпредставителя премьер-министра Грузии по вопросам взаимоотношений с Россией Зураба Абашидзе. По итогам встречи Карасин заявил, что Москва не исключает возможности проведения встречи на высшем уровне первых лиц России и Грузии и что стороны работают над ее подготовкой. Представитель Грузии категорически опроверг эту информацию.
Нана Плиева: Господин Абашидзе, сегодня замминистра иностранных дел России Григорий Карасин заявил, что «Москва не исключает возможности встречи первых лиц Грузии и России, сейчас стороны работают над ее подготовкой». Что имеется в виду?
Зураб Абашидзе: Вопрос подобной встречи сегодня не обсуждался.
Нана Плиева: А что ваш партнер имел в виду?
Зураб Абашидзе: Как я понял, он имел в виду теоретическую возможность такой встречи.
Нана Плиева: Но он заявил, что сейчас стороны работают над ее подготовкой.
Зураб Абашидзе: Нет, я повторяю: этот вопрос на сегодняшней встрече не затрагивался и не обсуждался. Теоретически такая встреча возможна.
Нана Плиева: А что нужно для организации подобной встречи?
Наша принципиальная позиция такова, что если такая встреча будет организована, то на ней должны быть рассмотрены вопросы касательно конфликтных регионов
Зураб Абашидзе: Сейчас вопрос в практическом плане не рассматривается, и никакая подготовительная работа для этого не ведется. Наша принципиальная позиция такова, что если такая встреча будет организована, то на ней должны быть рассмотрены вопросы касательно конфликтных регионов, прежде всего. Но я повторяю, что подготовительная работа не ведется, и об этом мы не беседовали.
Нана Плиева: Вы затронули конфликтные регионы. «Мы читаем заявления властей Грузии, например, выступление премьер-министра Грузии в ООН, и такие заявления вызывают наше разочарование», – отметил Карасин, в частности, указав на то, что премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе раскритиковал в своем выступлении гуманитарную катастрофу в Абхазии и Южной Осетии. Вы обсуждали этот вопрос?
Выступление нашего премьера было интересным, там принципиально были оценены те проблематичные вопросы, которые существуют в наших взаимоотношениях с Россией
Зураб Абашидзе: Мы обсуждали те темы, которые предусмотрены нашим мандатом, нашей повесткой дня – это торгово-экономические связи, транспортные вопросы, определенные гуманитарные вопросы. Да, он упомянул выступление нашего премьера на Генеральной Ассамблее ООН, мы и комментарии российского МИДа видели два-три дня назад. Наша позиция такова, что выступление нашего премьера было интересным, там принципиально были оценены те проблематичные вопросы, которые существуют в наших взаимоотношениях с Россией. Безусловно, выступление содержало и критику политики России на оккупированных территориях – это нарушение прав человека, милитаризация этих регионов и т.д. Было обращение к российской стороне с тем, чтобы Россия выполнила свои международные обязательства по соглашению от 2008 года по прекращению огня, было обращение и к абхазам и осетинам, – так что считаю, что в целом выступление нашего премьера было правильно выстроено, и об этом я говорил с господином Карасиным.
Нана Плиева: В последнее время из Москвы раздается критика «лаборатории Лугара». Какие опасения вызывает у российской стороны работа этой лаборатории?
Зураб Абашидзе: Да, эту тему господин Карасин тоже затронул. Наш ответ очень прост: эта лаборатория – собственность Грузии, лаборатория работает полностью в транспарентном режиме, двери лаборатории открыты для иностранных специалистов, журналистов, в том числе и для российских экспертов, финансируется она грузинским правительством. Кстати, российские специалисты посещали ее неоднократно и давали высокую оценку работе лаборатории. 14-15 ноября там пройдет международная конференция, в которой будут участвовать представители около 20 стран. Приглашение также было направлено российской стороне, которая, к сожалению, пока еще не приняло это приглашение. Вот если их на самом деле интересует, чем занимается лаборатория, могут еще раз приехать, посмотреть на месте, но мы уверены, что эта тема интересует российскую сторону в чисто политических целях, для этого и муссируется постоянно, потому что есть какие-то другие задачи.
Нана Плиева: Ваши аргументы убедили Григория Карасина?
Если их на самом деле интересует, чем занимается лаборатория, могут еще раз приехать, посмотреть на месте, но мы уверены, что эта тема интересует российскую сторону в чисто политических целях
Зураб Абашидзе: Не знаю, насколько я убедил, но я думаю, что говорил совершенно убедительно. Если хотят посмотреть, чем лаборатория занимается, надо приехать, посмотреть, принять участие в этой конференции, есть и другие способы тоже. Совершенно открытая, транспарентная работа там проводится, тем более, эти абсурдные обвинения в том, что над людьми там проводятся какие-то эксперименты, – ну, это выходит за все рамки. Наше ощущение таково, что российская сторона использует эту тему в пропагандистских внешнеполитических целях, и я думаю, что здесь аргументы настолько ясны, что не принять их очень сложно. Повторю: это грузинская лаборатория, таких лабораторий и в соседних государствах немало, не говоря уже о самой Российской Федерации. Это высшего класса научно-исследовательский центр, там работают грузинские специалисты, он финансируется полностью грузинским правительством, и никаких закрытых тем там нет. Это и российские ученые знают, кстати, они приезжали не раз, смотрели и давали высокую оценку работе лаборатории. Так что еще раз могут приехать, посмотреть, если у них есть желание, и если эта тема не используется лишь в пропагандистских целях.
Нана Плиева: Еще один вопрос, который вы уже обсуждали в Праге, – соглашение о мониторинге грузов. На каком этапе оно сейчас находится?
Зураб Абашидзе: Все формальности уже завершены, контракты подписаны, другие шаги тоже предприняты. Сейчас надо переходить на этап имплементации, и мы говорили на эту тему, что надо уже сделать шаги для того, чтобы начать реализовывать проект. Мы кое о чем договорились, сейчас приедем, будем работать с нашими швейцарскими коллегами, с тем, чтобы в ближайшем будущем продвинуться вперед.
Нана Плиева: А ближайшее будущее – это когда: месяц, два, полгода?
Зураб Абашидзе: Да, именно так, в ближайшее время.
Нана Плиева: Без конкретики…
Зураб Абашидзе: Там вопрос не только о том, чтобы созвать рабочую комиссию, там есть и вопросы, которые проистекают уже из последующего этапа. Ну и этот вопрос тоже. Да, рабочая комиссия должна собраться, организоваться и начать уже свою работу.