Accessibility links

«Бархатная революция может стать той, какую мы знаем из историй про взятие Бастилии» 


Площадь настроена радикально, приходится постоянно успокаивать людей, потому что они действительно на взводе
Площадь настроена радикально, приходится постоянно успокаивать людей, потому что они действительно на взводе

ПРАГА---Революция в Армении продолжается, но для того, чтобы она оставалась бархатной, ее лидер Никол Пашинян уже вынужден сдерживать собравшуюся по его призыву площадь. Причиной этого стал кризис, возникший после того, как депутаты приняли закон, фактически блокирующий любую возможность роспуска парламента. Между тем досрочные выборы, причем, как можно скорее, остаются одним из главных революционных приоритетов. Противостояние и его возможные развязки мы обсуждаем с ереванским журналистом Юрием Манвеляном.

Вадим Дубнов: О чем удалось договориться или не договориться противоборствующим сторонам – Николу Пашиняну и парламентскому большинству?

Юрий Манвелян: Судя по заявлениям, договориться не удалось - Пашинян настаивает на внеочередных выборах в декабре, а парламентская коалиция во главе с республиканцами требует отсрочки до следующего года. Фактически этот кризис – политический и не только политический, – нервозное состояние, как того хотят республиканцы, должно продолжаться больше полугода.

Скачать

Вадим Дубнов: Юрий, давайте посчитаем штыки: какие ресурсы есть у Пашиняна? Если я правильно понимаю, речь идет о площади, о возможности мобилизовать любое, практически неограниченное количество народа, и это реальное преимущество. Но, с другой стороны, есть формальная легитимность у парламента и, собственно, на эту легитимность опирался сам Пашинян, когда избирался премьером. Выход из ситуации каков? Давление? Или есть какие-то законные процедуры, которые все-таки сторонам удастся найти?

Юрий Манвелян: Да, сложность ситуации объясняется и некоей наивностью, возможно, и Пашиняна, и его людей. Площади нравилось все это делать законным путем, и нравилось то, что нет насилия. Но, с другой стороны, это интерпретировалось со стороны республиканцев и других людей во власти как слабость. К тому же пространство для спекуляций расширяется на уровне риторики, когда говорят «новая власть». Дело в том, что называть Пашиняна и новое правительство новой властью не совсем корректно. Власть все эти последние десятилетия в Армении означала тотальный контроль над телевидением, медиа-ресурсами, финансовыми ресурсами, силовыми органами, судебной системой. На сегодняшний день, чтобы представить, у бывшего президента Роберта Кочаряна есть подконтрольный телеканал – напрямую один, а готовых обслуживать – еще больше. У семьи Сержа Саргсяна – тоже бывшего премьера и президента – тоже есть подконтрольные телеканалы, у Гагика Царукяна – депутата и лидера второй по величине фракции – тоже есть телеканал, даже у «Дашнакцутюн» есть телеканал, даже у партии «Оринац еркир» есть телеканал. У Никола Пашиняна нет телеканала.

Вадим Дубнов: Роспуском парламента эти проблемы не решить. Чем, собственно говоря, мешает парламент Пашиняну? Есть много ситуаций, когда исполнительная власть работает в конфликте с законодательной…

Юрий Манвелян: Проблема в том, что в парламенте сидят люди, которые не избирались, которые оказались в парламенте путем массовых фальсификаций, подтасовок, запугивания и подкупа избирателей. Когда идет борьба с коррупцией и нити ведут непосредственно к депутатам, подконтрольным им фондам или организациям, через которые пилили бюджет – и военный, и образовательный, и социальный, – эти люди со своими депутатскими мандатами просто будут тормозить и постоянно вставлять палки в колеса.

Вадим Дубнов: Пашинян уже намекает депутатам, что им будет страшновато пройти по улице, – насколько он готов заигрывать с этим фактором? Насколько Пашинян готов использовать ресурс толпы? Вчера он немного показал ее возможности, но при этом стреножил ее, а может так получиться, что он перестанет ее стреноживать?

Юрий Манвелян: Если погодные условия изменятся, то людей будет все сложнее выводить на улицы. Но есть всегда пример 2-го мая, этот вариант рассматривается – просто взять, перекрыть всю республику, остановить всю республику, вывести людей на улицы, люди как бы и сами готовы на это пойти, и просто парализовать все движение. Сейчас момент со стороны республиканцев и тех, кто их поддерживает, выбран довольно неудобный для Пашиняна, потому что сейчас вся тема с организацией очередного съезда Франкофонии, тысячи людей должны были приехать, – может быть, неготовность Пашиняна выводить людей на улицу связана с этим. Хотя то, что он готов, это точно. Вчера это все происходило поздно, т.е. люди из регионов не успели сюда приехать, но какие-то локальные митинги были и вне Еревана тоже.

Вадим Дубнов: Какие варианты контригры есть у бывшей власти – республиканцев? Могут ли они создать некие осложнения для Пашиняна, скажем, на фронте?

Юрий Манвелян: Затягивание времени преследует и эту цель тоже – может быть, даже больше всего. Да, они постоянно пытаются играть внешним фактором, опираться на недовольство из России, и на то, что что-нибудь может произойти в Карабахе, потому что становление этих людей как политиков происходило в период доминирования «карабахского клана», т.е. карабахского фактора. Эти люди делали карьеру в этих условиях, и опять же единственная помощь, которая может прийти, – это активизация карабахского фактора опять через такие кровопускания, как бы цинично это ни звучало. Чтобы за это время, надеясь на то, что руководство Азербайджана поможет им актуализировать карабахский фактор, внести какой-то раскол в силовые структуры, которого пока не наблюдается.

Вадим Дубнов: Насколько рискованна игра, которую намерен повести Пашинян с отставкой с поста премьера и переназначением себя - или не себя, если он не договорится с депутатами?

Юрий Манвелян: Рискованно в том плане, что он просто присоединится к площади. Площадь настроена более радикально, т.е. приходится постоянно успокаивать людей, потому что люди действительно на взводе, они за то, чтобы просто очистить политическое поле. Пашинян, если не получится переназначить себя премьером, просто окажется на улице и будет как бы лидером площади, и потом получится то, чего не хотели, т.е. бархатная революция превратится немного в более классическую, которую мы знаем по учебникам про взятие Бастилии, судя по настроениям людей.

Вадим Дубнов: Как вы думаете, парламентское большинство понимает все опасности этого?

Юрий Манвелян: Оно, конечно, постоянно провоцирует какое-то насилие, потому что, если будет какое-то насилие, это сразу же будет инструментализировано ими, и они уже заранее возлагают вину, конечно же, на Пашиняна. Вчера Пашинян предупреждал, что депутатов, покидающих парламент, нужно пропускать и как бы оставлять им коридор, и не ругаться. В ответ на это депутаты и их телохранители просто материли, сильно оскорбляли людей, и в ответ даже никто из депутатов не пострадал, хотя, по понятиям, могли и пострадать.

XS
SM
MD
LG