Цхинвальские силовики устроили местным журналистам пресс-тур в следственный изолятор, где уже шестой день находится гражданка Грузии Майя Отинашвили. Перед телекамерами задержанная «за незаконное пересечение границы» 37-летняя жительница Горийского района подтвердила – никакого насилия в ее отношении не было.
Цхинвали обвиняет Тбилиси в попытке политического пиара – накануне сначала Народный защитник Грузии Нино Ломджария, а потом и лидер парламентского большинства Арчил Талаквадзе заявили, что Отинашвили с большой долей вероятности избита и ей необходима медицинская помощь. Сегодня цхинвальские силовики устроили показательный пресс-тур – Майя Отинашвили предстала перед журналистами и заверила: с ней обращаются хорошо.
Ранее к ней допустили сотрудников Международного комитета Красного Креста. Но руководитель службы по связям с общественностью представительства организации в Грузии Майя Кардава ни слова не сказала о состоянии здоровья Отинашвили, сославшись на интересы семьи задержанной:
«Представители Международного комитета Красного Креста посетили госпожу Майю Отинашвили в цхинвальской тюрьме. После визита мы связались с ее семьей и рассказали им о деталях. У нас есть принцип работы – мы говорим только с семьями и не делаем публичных заявлений о состоянии здоровья и т.д. лиц, находящихся под стражей. Это делается в интересах их семей».
В 2016 году «Эхо Кавказа» опубликовало видеосюжет о родителях Майи - Леване Отинашвили и Галине Келехсаевой
Отец задержанной Леван Отинашвили со своей стороны подтвердил, что с ним связывались представители Красного Креста и передали, что с ней все в порядке. Житель села Хурвалети надеется, что ему дадут поговорить с дочерью по телефону:
«Вчера у нее был Красный Крест, сказали, что с ней все в порядке, она не избита. Во всяком случае, следов нет. Что еще могу сказать? Сказали, что сегодня еще раз должны с ней встретиться, надеюсь, что пустят. Может быть, узнаем что-то еще. Лучше бы дали по телефону поговорить, чтобы узнать, в каком она состоянии. Вот чего хотят члены семьи».
Но Тбилиси не имеет прямых рычагов для того, чтобы повлиять на ситуацию. В этом признался глава временной парламентской комиссии по вопросам восстановления территориальной целостности Грузии Гедеван Попхадзе:
«К сожалению, для освобождения Майи Отинашвили у нас нет других ресурсов, кроме международной поддержки. Мы имеем дело с таким политическим субъектом, который не признает нормы международного права и который оккупировал территории страны. На оккупированных территориях происходят системные нарушения прав человека. В создавшихся условиях единственным ресурсом является информирование международных организаций и отображение всего этого в международных резолюциях. Вместе с тем следует подчеркнуть, что Россия нарушает права человека на оккупированных территориях, происходит тотальное нарушение прав человека. Нельзя, чтобы в XXI веке это продолжалось бесконечно, одно конкретное государство создавало анклавы и тотально нарушало права человека в анклавах. С этой точки зрения должно иметь место международное давление, и это принесет результат».
Но представители международных организаций пока лишь заявляют, что внимательно следят за делом Отинашвили. Посол Евросоюза в Грузии Карл Харцель пообещал максимально содействовать освобождению гражданки Грузии, не уточнив при этом, в какой степени миссия наблюдателей ЕС включена в процесс переговоров по передаче Отинашвили представителям Тбилиси.
Грузинская оппозиция со своей стороны требует включить предполагаемых похитителей Отинашвили в «список Отхозория-Татунашвили». Идею озвучил кандидат в президенты от «Европейской Грузии» Давид Бакрадзе:
«Те, кто похитил и применил силу к Майе Отинашвили, обязательно должны понести наказание. Поэтому необходимо внести их в «список Отхозория-Татунашвили», ввести против них санкции и объявить в международный розыск».
Между тем за последнее время распространилась абсолютно разная информация о приговоре, вынесенном Ленингорским судом самопровозглашенной республики в отношении Отинашвили. 2 октября югоосетинский КГБ в своем пресс-релизе указал в качестве меры пресечения два месяца предварительного заключения. 3 октября грузинская Служба госбезопасности со ссылкой на информацию, полученную по горячей линии из Цхинвали, назвала другой срок – 10 дней. Сегодня глава Госкомитета информации и печати самопровозглашенной республики Мария Котаева озвучила третий вариант – один месяц предварительного заключения.
По мнению наблюдателей, столь разная информация может говорить о том, что в преддверии анонсированных на следующей неделе Женевских дискуссий идет своеобразный торг между Тбилиси и Цхинвали.
Сегодня высокопоставленный чиновник де-факто правительства подтвердил корреспонденту «Эха Кавказа», что суд решил в качестве предварительной меры пресечения заключить Отинашвили под стражу на один месяц – по 1-е ноября включительно.