Москва обнаружила секретные американские лаборатории по производству биологического оружия, действующие под прикрытием грузинского Центра общественного здоровья. Причем в Москве утверждают, что в Тбилиси даже не в курсе того, чем именно занимаются военные биологи со звездно-полосатыми нашивками на униформе в закрытых для грузинских специалистов помещениях. Грузия назвала заявления бредом и пригласила российских специалистов своими глазами увидеть «обитель зла».
«Невиданная ложь и клевета» – так отреагировал директор Центра по контролю заболеваний и общественного здоровья, более известного под названием «Лаборатория Лугара», на новую волну обвинений со стороны Москвы. Амиран Гамкрелидзе сетует на то, что дезинформация распространяется из официальных российских источников, которые даже не потрудились ознакомиться с информацией, находящейся в открытом доступе:
«Еще раз поясняю, что Исследовательский центр общественного здоровья имени Ричарда Лугара является лабораторной единицей Центра по контролю заболеваний и общественного здоровья Министерства вынужденно перемещенных с оккупированных территорий лиц, здравоохранения и социальной защиты Грузии. Объект начал функционировать в 2013 году и является реферальным учреждением высшего уровня лабораторной сети по эпидемиологическому надзору заразных заболеваний. Центр, как и другие лаборатории эпидемиологического надзора, построен в рамках правительственных соглашений между Грузией и США. Но полностью, со всем оснащением, передан в собственность правительства Грузии, а с 2018 года Центр Лугара и лабораторную сеть финансирует правительство Грузии».
По словам Гамкрелидзе, в центре функционируют три лаборатории вирусологии, аккредитованные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и специализирующиеся на полиомиелите, гриппе и кори-краснухе. Кроме того, под международным контролем качества функционируют лаборатории ротавирусов, инвазивного менингита, малярии, резистентности к антибиотикам, дифтерии и диагностики сальмонеллеза. Центр также имеет аккредитацию Международной организации по стандартизации в сфере клинических лабораторных исследований.
«Цель очередной дезинформации – очернить деятельность центра, оснащенного современными технологиями, функционирование которого имеет огромное значение с точки зрения укрепления биобезопасности как Грузии, так и всего региона», – считает Гамкрелидзе.
А вот в Москве считают иначе. Вслед за заявлением находящегося в розыске бывшего главы Министерства госбезопасности Грузии Игоря Гиоргадзе о том, что в центре над людьми проводятся опасные опыты с летальными исходами, к обвинениям присоединились российское внешнеполитическое ведомство и Минобороны. И если в первый раз в Тбилиси и Вашингтоне на заявления Гиоргадзе и вторившего ему бывшего главного санитара России Геннадия Онищенко предпочли не обращать особого внимания, то после подключения официальных российских ведомств ситуация изменилась. Москва от «размышлений на тему» перешла к прямым обвинениям.
4 октября на специальном брифинге командующий войсками радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных сил Российской Федерации Игорь Кириллов в течение 15 минут предъявлял «доказательства» противозаконной деятельности Пентагона на территории Грузии в обход международного права и местного законодательства. «Доказательная база» была предоставлена все тем же Игорем Гиоргадзе. Основной посыл генерала Кириллова заключался в том, что среди приоритетных исследований США в Грузии – потенциальные агенты биологического оружия:
«Два этажа нового здания полностью отведены подразделениям сухопутных войск США, а также существуют отдельные зоны для работы с пациентами, зараженными возбудителями особо опасных инфекций. По данным Гиоргадзе, в настоящее время грузинские специалисты ограничены в перемещениях по центру, не имеют доступа к американским документам. Неудивительно, что сотрудники Центра Лугара из числа граждан Грузии не обладают информацией о закрытых разработках Пентагона, которые реализуются в лаборатории. Дипломатическая защита позволяет представителям Вооруженных сил США решать задачи и выполнять поручения своего правительства в обход грузинского законодательства. В списке приоритетных американских исследований находятся потенциальные агенты биологического оружия, такие как возбудители туляремии, сибирской язвы, бруцеллеза, лихорадки денге и других заболеваний, передающихся кровососущими насекомыми. Особый интерес США вызывает атипичная форма чумы. Притом по принципу – чем атипичнее, тем лучше».
На это в Тбилиси ответили: Москва, видимо, выбирает теории заговора по принципу – «чем бредовее, тем лучше». В МИД Грузии усмотрели в заявлении российского Минобороны попытку опорочить сотрудничество Тбилиси с главным стратегическим партнером – Вашингтоном, и пообещали отреагировать по дипломатическим каналам.
Со своей стороны, основатель Центра стратегического анализа Торнике Шарашенидзе считает, что такими нелепыми заявлениями Москва пытается перевести стрелки на Вашингтон и отвлечь мировое сообщество от скандала вокруг дела Скрипалей, а параллельно внести свой «вклад» в предвыборную кампанию в Грузии:
«В последнее время Россия оказалась замешанной во многих скандалах, в том числе, и в скандале с использованием химического оружия, я имею в виду «дело Скрипалей». Видимо, Россия пытается перекрыть эту историю и хочет обвинить Америку в том, что она травит граждан Грузии химическим оружием. Наверное, надеются, что некоторые не очень информированные люди в Грузии поверят в это, тем более в преддверии выборов. Такими вбросами они (Россия) пытаются внедрить антиамериканские и антизападные настроения. Кто из кандидатов в президенты получит от этого выгоду, вы хорошо понимаете. Но даже если бы это было не так, внедрение антиамериканских настроений подобными теориями заговоров и откровенной шизофренией не является новым и, к сожалению, иногда работает».
Чтобы в несостоятельности обвинений убедились российские профильные специалисты, руководство центра специально пригласило представителей Российской Федерации принять участие в мероприятиях в целях обеспечения транспарентности Центра Лугара в соответствии с конвенцией ООН. С 14 по 15 ноября лаборатории откроют двери для ученых-биологов из 20 стран мира. Заместитель руководителя Центра Паата Имнадзе лично обратился к российским коллегам:
«Я приглашаю еще раз моих российских коллег приехать сюда, и, пожалуйста, будем заниматься вместе различными научными темами. Мы открыты».
Но коллеги не приедут. Как подтвердил руководитель Центра Лугара Амиран Гамкрелидзе, из Москвы уже пришел официальный отказ.