Еще летом почти все предполагали, что октябрьские выборы церемониального президента Грузии не слишком важны, и в любом случае их легко выиграет кандидат власти, кто бы это ни был. Сейчас, за две с лишним недели до выборов, ситуация радикально изменилась. По всему видно, что интерес к выборам весьма высок и результат далеко не предрешен.
Как обычно в Грузии, с опросами общественного мнения дефицит. В течение последнего месяца опубликовано лишь два опроса, заказанных оппозиционными силами: близкой Михаилу Саакашвили телекомпанией «Рустави 2» и партией «Европейская Грузия». Оба показывают, что Саломе Зурабишвили, которую поддерживает партия власти, на третьем месте, а за первое борются Григол Вашадзе от коалиции «Сила в единстве» (фактически – от «Национального движения» Саакашвили) и Давид Бакрадзе от «Европейской Грузии». Если Зурабишвили пройдет во второй тур, она с треском проигрывает каждому из них.
Конечно, к этим данным следует относиться осторожно. Оппозиционность заказчиков может быть легитимным основанием для скептицизма. По данным «Рустави 2», количество неопределившихся или отказывающихся ответить – около 25%, и правящая партия имеет шанс склонить их к себе. За счет этого и так называемого административного ресурса на выборах партия власти, как правило, показывает результат выше, чем в предварительных опросах. Но в любом случае интрига есть.
Непопулярность Зурабишвили легко объяснить. Во-первых, народ в целом недоволен. В июне, по опросу Национального демократического института США, лишь 18% считало, что страна движется в правильном направлении: столь низкого показателя не было со времен Шеварднадзе. Такой настрой не может как-то не отразиться на рейтинге кандидата власти.
Во-вторых, Бидзина Иванишвили сделал крайне плохой выбор с кандидатом. Все теряются в догадках, почему он решил поддержать Зурабишвили, но он явно поставил свою партию в трудное положение. Зурабишвили постоянно создает себе проблемы на ровном месте. Ее высказывания, обвиняющие собственную страну в войне 2008 года, вызвали возмущение людей, никак не склонных к поддержке Саакашвили. Она умудрилась поссориться с церковью, самым авторитетным общественным институтом страны: в Грузии это крайне опасно для политика. Ей очень трудно скрыть пренебрежительное отношение к другим людям – впрочем, она не слишком старается. Создается впечатление, что она почти всех считает «каджи» – это ее любимое выражение, которое можно примерно перевести как «придурки». Дочь эмигрантов, она так и не выучилась прилично говорить по-грузински, ее неуклюжие фразы постоянно превращаются в анекдоты. Она даже не смогла выговорить по-грузински, что она православная – это в Грузии совсем плохо.
Вдобавок она получает подножки и от собственной партии. В сентябре последняя обнародовала проект культивации медицинской марихуаны на экспорт, чем вызвала гнев церкви и недоумение народа, в первую очередь – собственных сторонников. Власти пришлось отступить, но Зурабишвили успели наречь «царицей конопли» – кандидат от «Национального движения» постоянно использует именно этот титул.
Затем разгорелся скандал с одним из богатейших бизнесменов Грузии Зазой Окуашвили, который в свое время уехал из Грузии от Саакашвили, а после прихода к власти «Мечты» вернулся за «восстановлением справедливости», т.е. возмещением ущерба. В течение последних недель Окуашвили стал публиковать аудиозаписи своих разговоров с Леваном Кипиани, бывшим министром спорта и его посредником в отношениях с властью, а затем подробно рассказал свою историю телекомпании «Рустави 2». По его версии, которую в целом поддерживают записи, в ответ на «восстановление справедливости» от бизнесмена потребовали подарить «ребятам» из окружения Иванишвили четыре миллиона лари (примерно два с половиной миллиона долларов). Это условие подтвердил сам Бидзина, и вымогали из него деньги вполне мафиозными методами. Кроме того, его просили дарить машины «хорошим людям» из правительства, а также отдать властям его телекомпанию «Иберия» в обмен на долги. Сам Кипиани объяснил, что он с Окуашвили сознательно подделали записи, чтобы обмануть британский суд (куда обратился Окуашвили) – вот в эту версию поверить очень трудно.
После всего этого, насколько вероятно, что Зурабишвили все равно победит? Если да, многие подвергнут сомнению, что в условиях режима Иванишвили сменить власть через выборы в принципе возможно.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции