Accessibility links

Свобода во времена постмодерна


Давид Каландия
Давид Каландия

Редкий иностранец, побывавший в нашей стране, не влюбляется в нее. А если не влюбляется, то, во всяком случае, не останется к ней равнодушным, потому что страна у нас потрясающяя! Неповторимо красивая, воздушная, горно-обогатительная, морская, озерная, речная, и минеральные воды есть, которые лечат уставшую печень, ласкают раздраженный желудок и омывают песочные почки. И обыкновенной вкусной питьевой воды столько, что можем весь мир напоить, если бы нам дали возможность. Жаль, не дают.

Природа у нас – пальчики оближешь. Пойдешь направо – песнь заводишь, налево – сказку говоришь. Все красиво, свежо и впечатлительно. И с памятниками старины нам повезло, их много и все очень ценные. Церкви, монастыри, крепости, все есть. А земля благодатная и податливая, и пшеница растет, и нектарин, и даже конопля для медицинских и косметических целей. Хотя насчет конопли вру, не дали конопле развернуться, народ зарубил Великую Идею, встал на дыбы: не дадим, мол, обмарихуанивать наших детей, и сами тоже больше не желаем! Правительство мягко объясняло, что эта конопля не та конопля, а совсем другая конопля, ее не курят и не балдеют от нее, она применяется в медицине, в косметологии и дает большую прибыль. Но мы, взявшись за руки, сказали наше стойкое нет! И правительство отступило. Произошла обратная связь, чему я очень рад.

Вообще, вся эта предвыборная параноидальная истерика может дать в будущем хороший результат: правительство будет прислушиваться и принюхиваться к народным чаяниям, и, может, рано или поздно дела пойдут на лад. Только для этого нужно, чтобы ситуация успокоилась, чтобы мы вернулись к нормальному ритму жизни, чтобы отмылись наконец от нескончаемого потока грязи и обсценной лексики, которая за здорово живешь льется с экранов наших телевизоров. И чтобы наконец закончилась дурная эра постмодерна, и мы снова вернулись бы в очищающий модерн!

А теперь о насущном: что такое свобода по нашим представлениям? Свобода – это сладкое слово, и свобода должна быть свободной. И в свободе, по соображению некоторых из нас, дозволено все! Можно бить представителя правоохранительных органов, можно каждый неугодный тебе закон объявлять нечеловеческим и неевропейским и можно своего зрителя крыть матом из студии. Ведь мат – это проявление силы, народности и геройства. К примеру, сидит в студии своего подшефного телевидения «Рустави 2» генеральный ее директор Николоз Гварамия и прямиком в эфире, многоэтажным, площадным матом ругает одного индивида, который посмел сказать какую-то глупость! Да, индивид и впрямь сморозил дичайшую чушь, непонятно зачем он это сделал, наверное, от надвигающегося слабоумия, но материться на всю нашу прелестную землю-матушку в самое ее праймтаймовое время, когда у телевизоров сидят маленькие дети, ветераны непосильного труда и беременные девушки, – это моветон, блин!

Недавно смотрел я в записи пресс-конференцию Дональда нашего Трампа, и перед ее началом диктор предупредил нас, чтобы мы отвели детей от экранов, так как, оказывается, во время ответов на вопросы президент США в грубой форме послал корреспондента BBC куда подальше. Тут я навострил ушки на макушки, интересно мне было увидеть эту самую «грубую форму». Я ожидал, что своенравный президент, которому вопрос не понравился, согласно вселенской традиции, мог запустить своим ботинком в спрашивающего, мог, перегнувшись через походную трибуну, обложить корреспондента со всех сторон бранью, мог, в крайнем случае, позвать своих телохранителей и приказать повалять несчастного смельчака в грязи... а что, разве такое не случалось?

К примеру, во время высочайшего присутствия на одном заседании парламента Грузии 2008-2012 года президент Саакашвили на неудобный ему вопрос более или менее независимого депутата Дж. Багатурия так распалился, что призывал парламентских мандатуров, чтобы они утрамбовали в грязь достопочтимого Дж. Было такое, было! (Для справки, мандатур – это низшая должность полицейского аппарата). И я ждал подобного и в действиях американского президента, который, говорят, славится своей несдержанностью. Но был я глубоко разочарован: Дональд Трамп не принялся бить репортера, а просто протянул в его сторону руку и несколько раз, в очень спокойной и печатной манере высказал свое «фэ» в его адрес. На этом они мирно разошлись, хотя, видать, для добродушных американцев такой поступок их президента выходил из ряда вон. Да! Наверное, американцы еще не доросли до нашего размаха, или же понятия о хамстве и грубости у них взяты их нравоучительных повестей покойного Вольтера.

Что бы ни произошло, кто бы чего ни натворил, я считаю, что профессионал, будь он политик, будь он актер или член-корреспондент любого телевидения, должен вести себя корректно и достойно. В этом его сила, а не в истерике, в диких воплях и метании ругани. А если это дозволено медийным, публичным и общественным лицам, если это и есть свобода, тогда свобода всем! Тогда и педагог может со своей кафедры посылать неугодного ему ученика по матушке. Врач тоже в своем кабинете может рвать пасть капризному пациенту, а парикмахер, то есть по нынешнему «стилист», недовольному клиенту может отхватить ножницами пол уха и сказать, что так и было. То есть что дозволено Юпитеру, должно быть дозволено и быку. Если свобода, то повсеместная. Постмодерн – так постмодерн!

Члены самой «свободной» партии «Гирчи» (шишка) надысь, т.е. на днях, вышли всем кагалом к разделительной полосе с Самачабло, так называемой границе, повернулись к лесу спиной, нагнулись и обнажили свои некрасивые задницы. Так они выразили протест российским оккупационным войскам, так сказать «Наш ответ Чемберлену». Представляю, как «Чемберлен», увидав сей перформанс, в страхе бежал до финской границы. А бравые члены «Гирчи», наверное, после сего геройства пошли домой, сели за столы, подняли кубки с янтарным вином и воздали славу героям, то есть себе. Конечно, если бы сие действие сотворила женская часть партии, может быть, это имело бы удовольствие посмотреть, хотя не факт. Но там были одни мужики, и смотреть на это было противно. И когда я увидел растиражированные по всей сети фотки этого «геройства», стало ужасно стыдно и позорно. Подобного позора я давно не ощущал, с тех самых пор, когда увидел, как наш бывший главнокомандующий в страхе перед пролетающим кукурузником ползает на земле в городе Гори в августе 2008 г.

У нас прекрасная, красивая, умопомрачительно цветастая страна. Мы могли бы сделать из нее конфетку, образцово-показательный уголок земли, жить в мире, трудиться и отдыхать так, чтобы соседи по-доброму завидовали бы нам и старались походить на нас. Зимой у нас не очень холодно, летом не очень жарко, овощи-фрукты-свининка своя, не ГМО, короче говоря, есть все, что надо человеку для счастья. Но нет одного, нет контакта! Нет контакта между людьми, между нашими гражданами, и, что самое страшное, этого контакта не будет еще долгое время. А что должно случиться, чтобы контакт произошел и мы снова стали бы одним целым, как это было до раскола СССР, я не знаю.

Может, вы знаете?

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

XS
SM
MD
LG