Сегодня в Абхазии празднуют День Конституции, которая была принята в 1994 году Верховным Советом и провозгласила Абазию суверенным демократическим правовым государством, исторически утвердившемся по праву народа на свободное самоопределение. В этом контексте, а не в контексте статьи 14, гарантирующей право на вероисповедание, я хочу поговорить о церковном строительном буме, захватившем нашу страну в последние годы.
Выглядит он на фоне всеобщей разрухи как минимум странно. Словно кто-то взял на себя прямо-таки стахановское обязательство – по индивидуальной церкви каждому району, каждой деревне, каждому кварталу. К тому же кресты, установленные вдоль центральной трассы, дополняют картину надвигающегося средневековья. Верующие уверены, что кресты на дороге помогают борьбе с ДТП. Однако статистических данных о том, насколько сократилось количество аварий после установки религиозных символов, никто не оглашал. Но похоже, что на количество ДТП гораздо больше могли бы повлиять те же деньги, потраченные на разграничительные барьеры между полосами движения и элементарное освещение трассы в ночное время.
Как грибы после дождя возникают религиозные общины, а следом возводятся храмы, часовни и часовенки. Бывает, что церкви появляются и без общины – например, решением муниципального собрания единственный парк в густонаселенном районе отдают под строительство православного храма. Референдумов по этому поводу не проводят, у мамаш, «гуляющих» своих детей, одобрения не спрашивают – ограничиваются «письмами трудящихся». Примерно понимая стоимость строительства и сопоставляя ее с численностью прихожан и скромными доходами всего населения страны, я не могу поверить в то, что культовые сооружения строятся на пожертвования.
Поэтому происходящему должно быть рациональное объяснение. Возможно, оно появится, если рассмотреть ситуацию на примере отдельно взятого монастыря, недавно возведенного неподалеку от агудзерского храма. Необходимости в возведении культового учреждения рядом с уже существующим «по показаниям» численности общины не существует. И агудзерский храм совсем не перегружен паствой, а чуть подальше есть еще и древний Драндский монастырь. В общем, у верующих есть где помолиться, обвенчаться, креститься и так далее.
Но у новенькой монастырской обители есть особенность – это «дочернее предприятие» Свято-Елизаветинского монастыря Черняховской епархии Калининградской митрополии Русской православной церкви. То есть заказчиком строительства этого культового сооружения, как и многих других в Абхазии, выступает РПЦ.
О непоследовательности РПЦ писалось уже не раз. Московский патриархат в вопросе абхазской автокефалии на протяжении всего послевоенного периода, ссылаясь на советскую власть, наделившую ГПЦ «духовной юрисдикцией» над Абхазией, признает нашу страну канонической территорией Грузинской православной церкви. Исходя из этой позиции РПЦ, пренебрегающей прерванными после грузино-абхазской войны взаимоотношениями между Грузией и Абхазией, у меня возникает совершенно закономерный вопрос: означает ли строительство церквей в Абхазии, заказчиком которых выступает РПЦ, что Грузинская церковь дает Русской церкви благословление на религиозную экспансию на «своей территории»? Этот вопрос возникает не только у меня, но и у посвященных в канонические правила абхазских священнослужителей. Вот что пишет один из них в социальной сети «ФБ».
«Каким образом настоятельница Свято-Елизаветинского монастыря в Калининграде – игуменья Елисавета (Кольцова) смогла решить все канонические требования и организовать на признаваемой Русской церковью за территорией в юрисдикции Грузинской патриархии целый монастырский и паломнический комплекс и начать строительство храма?! Неужели епископ Черняховский и Славский Николай получил письменное благословение от Грузинской патриархии с разрешением на организацию подобного филиала Свято-Елизаветинского монастыря в Абхазии?! Но кто покажет этот документ? Или кто подписал разрешение на строительство такого филиала со стороны Грузинской церкви?!»
Документ такой никто не покажет, это понятно и священнослужителю, и мне. Вот и получается, что, отказывая Абхазской православной церкви и православному народу страны в рассмотрении независимого статуса абхазской церкви, имитируя разрешение «абхазского церковного конфликта» и прикрываясь верой, РПЦ осуществляет религиозную экспансию. Если быть последовательным, то следующим шагом РПЦ должно стать учреждение экзархата в «суверенном демократическом правовом государстве».
А теперь о праве на свободу вероисповедания или о 14 статье Конституции Абхазии, которую мы сегодня отмечаем праздничным выходным днем. Может, именно по причине религиозной экспансии РПЦ мусульмане Абхазии никак не могут получить разрешение на строительство мечети?
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции