Объединенная оппозиция не признает итогов президентских выборов и мирными средствами будет добиваться назначения парламентских выборов. Об этом заявил на сегодняшней встрече с избирателями Михаил Саакашвили.
В своем видеообращении, которое транслировалось в зале филармонии, Михаил Саакашвили призвал соратников к продолжению борьбы:
«Мы никогда не признаем итогов сфальсифицированных выборов! Весь мир ставит их легитимность под сомнение, и кто такие мы, чтобы их признать? Мы требуем проведения досрочных парламентских выборов, на которых с корнем будет выкорчеван феодальный режим Иванишвили. Поэтому мы в воскресенье должны доказать, что без подкупа и шантажа мы способны демонтировать этот режим. В воскресенье на площади Свободы мы должны сказать наше «нет» Иванишвили!»
Между тем уже вчерашнее обращение Михаила Саакашвили, который в своем видеообращении в эфире телекомпании «Рустави 2» отказался признавать легитимность президентских выборов, внесло временную неопределенность в ряды оппозиции.
Напомним, на президентских выборах с солидным отрывом победила поддержанная «Грузинской мечтой» Саломе Зурабишвили. Оппозиция обвинила действующие власти в массовых фальсификациях, подкупе избирателей и оказании давления на избирателей. Многие в Грузии расценили выступление экс-президента как фактический призыв к мятежу. Вот выдержки из его вчерашнего обращения:
«Я призываю посредством мирных акций заставить власти признать нелегитимность президентских выборов и требовать назначения внеочередных парламентских выборов. Я призываю вооруженные силы и полицию встать рядом с народом, призываю здоровую часть государственного аппарата дистанцироваться от криминальной банды, которая хозяйничает в Грузии. Необходимо, чтобы народ взял власть в свои руки, в противном случае Грузии угрожает неминуемая гибель!».
Поначалу оппозиционеры поспешили дистанцироваться от пафоса этого заявления. «То, что не было принято коллективным решением, не объявлялось с этой трибуны или в этом штабе, остается личным мнением одного человека», – так Григол Вашадзе отреагировал на заявление Михаила Саакашвили.
Аналогичное заявление сделал глава предвыборного штаба оппозиционного кандидата Георгий Вашадзе. По его словам, время единоличных решений Саакашвили осталось в прошлом:
«Наш политсовет принял решение провести встречу с нашими сторонниками. Скопилось множество вопросов, и необходима выработка общего плана действий. Это будет коллегиальным решением всех одиннадцати субъектов, входящих в ряды объединенной оппозиции. Соответственно, окончательное решение останется за ними. Ни один отдельно взятый политический индивид не имеет права объявлять свое мнение за всех», – заявил Георгий Вашадзе.
Однако на вечерней встрече в здании филармонии лидеры оппозиции в целом разделили призыв Саакашвили к продолжению борьбы. В своем крайне эмоциональном выступлении Григол Вашадзе вкратце обозначил будущую стратегию:
«У Грузии нет президента! Президент есть у Бидзины Иванишвили! Поэтому у нас нет никаких моральных и политических обязательств к этому бездушному предмету! Мы требуем назначения досрочных парламентских выборов, которые должны быть проведены по пропорциональной системе, а ЦИК был сформирован исключительно из зарубежных экспертов. И для того чтобы эта «воровская мечта» лучше слышала глас народа, мы в воскресенье на проспекте Руставели проведем грандиозную мирную манифестацию, которая продемонстрирует т.н. власти, что означает истинный европеец и грузин!»
По мнению политолога Гии Нодиа, эти планы ставят оппозиционное объедение в весьма проигрышное положение:
«По всей видимости, в оппозиции пришли к компромиссу, чтобы как-то сгладить вчерашние призывы Саакашвили. Однако дальше выигрышных перспектив не видно – одно дело сказать громкое «нет» итогам выборов и не признавать их, а потом разойтись. Возможно, организаторы акции скорректируют свои планы исходя из количества участников акции. Но в любом раскладе дальнейшие перспективы не просматриваются. Насколько мне известно, выводы зарубежных наблюдательных миссий не подтверждают массовых фальсификаций итогов выборов, т.е. если они и были, то не в том масштабе, чтобы как-то оправдать революционный сценарий», – подытожил Гия Нодиа.