Accessibility links

Молчание – золото?


В югоосетинском обществе проблему домашнего насилия часто обходят стороной, она редко предается огласке
В югоосетинском обществе проблему домашнего насилия часто обходят стороной, она редко предается огласке

Во многих странах до 10 декабря проходит глобальная кампания против гендерного насилия. На Кавказе это острая, хотя и табуированная проблема. Южная Осетия – не исключение.

Психолог Аза Бесаева говорит «Эху Кавказа», что в югоосетинском обществе проблему домашнего насилия часто обходят стороной, она редко предается огласке, и вот почему:

«Она у нас немного завуалирована из-за нашей ментальности, которая предполагает, что надо все терпеть. Разрешение семейных конфликтов с классической точки зрения, когда идет консультация, идет практикум по семейной психологии, основывается на единой догме – терпении. А у молодых, к сожалению, этого не бывает, и очень большой процент молодых людей, я имею в виду мужчин, парней, бывают не готовы к семейной жизни. Девушкам это уготовано самой природой, и у них другое к этому отношение. А парней, с моей точки зрения, надо заранее к этому готовить».

Молчание – золото?
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:48 0:00
Скачать

Руководитель общественной организации «Журналисты за права человека» Ирина Яновская рассказывает, что несколько лет назад под ее руководством вышел сборник женских историй «О наших матерях, сестрах, любимых, подругах», среди которых были и рассказы о семейном насилии:

«Материал, касающийся темы насилия, делался анонимно, без указания имен и фамилий женщин. Было у нас пару историй женских, которые очень ярко описывали эту проблему. Детально: что, допустим, мужчина мог позволить себе сделать со своей женщиной, муж с женой. Полный негатив. И было описано, как это деяние было совершено. Но сказать, что есть много случаев сейчас, я не знаю. К нам в организацию по этому поводу практически никто не обращается».

В небольшом традиционном югоосетинском обществе, продолжает Яновская, эта тема до сих пор табуирована. По ее словам, многие по-прежнему считают, что не стоит выносить сор из избы, поэтому женщины редко обращаются к правоохранительным органам:

«Плюс к этому бывали случаи, вы знаете, у нас похищают невест. Сейчас стало происходить реже, но я знала случаи, когда даже если заносят заявление, просят разобраться, на них оказывалось не то что давление, попробую правильно выразиться: сотрудники могут проводить какие-то беседы и давить в том плане, чтобы заявление забрали, потому что это некрасиво, это неудобно, зачем вам это надо. И вот так, на самом деле, к сожалению, получается, что люди ломаются, и даже те, кто заносит заявления, забирают его обратно».

Пару лет назад, говорит правозащитница, в организацию обращались молодые женщины, которые подвергались сексуальному насилию, «но, когда начинаешь им объяснять, что надо писать заявление в милицию, они пропадают, связывая руки правозащитникам». Яновская вспоминает другую ситуацию, свидетелем которой стала, когда пьяный муж избивал жену, но она не стала писать жалобу. По ее словам, многие опасаются, что спустя какое-то время насильник выйдет на свободу и будет мстить жертве. Правозащитница говорит и о проблеме правовой безграмотности многих женщин, которые не знают, как защитить собственные права. Сильное гражданское общество, считает Ирина Яновская, могло бы помочь государству решить эти вопросы, обратить внимание общества на недопустимость насилия в семье.

Психолог Аза Бесаева объясняет причину молчания женщин устоявшейся ментальностью:

«Еще Геродот в четвертом веке до нашей эры говорил, что в восьмидесяти процентах случаев бывают конфликты в семьях, в пятнадцати процентах случаев – частые конфликты. Но эти конфликты тоже выражаются по-своему. Если они выражаются в факте физического насилия, то все это не предается огласке. Как это у нас бывает: перед соседями неудобно, перед родственниками. И еще один момент, с моей точки зрения: если сегодня что-то подлежит определенной огласке и обнародуется этот факт, то последующее их примирение и объединение этой семьи и на психологической, и на физической основе может породить последующую ужесточенную повторную агрессию».

Источник в правоохранительных органах заявил «Эху Кавказа», что в среднем с жалобой на семейное насилие к ним обращаются два-три человека в месяц. При этом женщины, как правило, забирают заявления обратно, ссылаясь на то, что смогли урегулировать семейный конфликт.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG