Accessibility links

Политическая география Саломе Зурабишвили


Саломе Зурабишвили отрицает любые связи с Москвой и уверяет, что была независимой на протяжении всей своей карьеры
Саломе Зурабишвили отрицает любые связи с Москвой и уверяет, что была независимой на протяжении всей своей карьеры

Внешнеполитические вызовы, стоящие перед Грузией, не пугают новоизбранного главу государства. Саломе Зурабишвили делает первые заявления, и заявления эти четко прозападные.

Сейчас неподходящее время для сотрудничества с Россией. Саломе Зурабишвили, одержавшая победу во втором туре президентских выборов, сразу после оглашения результатов предпочла обозначить свои внешнеполитические приоритеты, которые, если коротко, выглядят так: Грузия занимает проевропейскую позицию, но в случае, если западные партнеры начнут диалог с Россией, то тогда, конечно, Грузия не останется в стороне. При этом характерно, что первые развернутые комментарии новоизбранный президент предпочла дать именно западным СМИ. В частности, в интервью русской службе Би-би-си Саломе Зурабишвили довольно жестко обозначила свое отношение к российской политике:

«Не думаю, что, пока Россия ведет себя так, как сейчас, с учетом того, что происходит на линии оккупации, где похищают людей, и эта линия движется вглубь нашей территории, все ближе к Тбилиси... с учетом того, как Россия сейчас ведет себя в отношении Украины, не думаю, что все это означает, что мы можем прямо сейчас перейти к сотрудничеству».

А вот в самой России от нового президента Грузии ожидают «прагматизма». Вслед за представителями законодательной власти, проявившими сдержанный оптимизм, и пресс-секретарем президента Путина об ожидаемом улучшении отношений заявила представитель российского МИДа Мария Захарова. Она напомнила, что не Россия стала инициатором разрыва дипломатических отношений:

«Исходим из того, что это была колоссальная ошибка, совершенная теми, кто тогда находился у власти в Грузии. При этом мы понимаем, что от такого положения дел страдают народы наших двух государств. На различных направлениях, которые не связаны с межгосударственным общением – культурный диалог, экономические отношения, гуманитарные связи, – отношения между людьми и народами продолжаются. Но они, конечно, очень осложнены отсутствием нормальных дипломатических отношений между государствами».

Но новоизбранный президент восстанавливать эти отношения не собирается. Во всяком случае, не посоветовавшись перед этим с западными партнерами. По словам Зурабишвили, позиция Грузии в диалоге с Россией ясна:

«Нас нельзя одурачить, и я не буду тем президентом, который валяет дурака. Нам нужно выстроить нашу позицию и согласовать ее с европейскими партнерами, и если они начнут двигаться к диалогу с Россией, мы должны убедиться, что Грузию не оставили в стороне, что принципы Грузии – суверенитет, территориальная целостность – это часть переговоров, и они надежно защищены».

Но часть экспертного сообщества страны сомневается в том, что госпожа Зурабишвили в действительности будет защищать грузинские интересы. По мнению вице-президента НПО «Атлантический совет Грузии» Бату Кутелия, уже ясно видно, чего именно Россия ожидает от «Грузинской мечты» и нового президента:

«В первую очередь от Грузии ждут сворачивания антиоккупационной деятельности. Во-вторых – ожидают от нас компромисса по августовской войне 2008 года. В частности, чтобы Грузия взяла на себя значительную часть вины».

При этом, по мнению политолога Нодара Харшиладзе, оптимизм Москвы основан на заявлениях Зурабишвили, сделанных в ходе предвыборной кампании и в бытность ее независимым депутатом парламента:

«Для них это (победа Саломе Зурабишвили) хорошая новость. Поэтому, мне кажется, это очень серьезная победа России в Грузии, и, к сожалению, Грузии придется существовать в этих реалиях».

А вот политолог Гия Хухашвили призывает не слишком обращать внимание на заявления Москвы:

«Россия всегда так делает. Когда на политической арене Грузии появляется фигура, которая настроена, скажем так, не то чтобы доброжелательно, но достаточно лояльно, особенно учитывая известные высказывания (об августовской войне), такие заявления вполне естественны. Но не стоит ожидать, что намечается что-то серьезное».

При этом Саломе Зурабишвили отрицает любые связи с Москвой, а что касается зависимости от «Грузинской мечты», уверяет, что была независимой на протяжении всей своей карьеры, и это хорошо известно тем, с кем она пересекалась по работе.

XS
SM
MD
LG