Политические силы в Грузии не поделили Вано Мерабишвили, а точнее, заключение Комитета министров Совета Европы по делу бывшего премьера. Руководящий орган авторитетной международной организации на заседании, состоявшемся 4 декабря, обсудил вопрос об исполнении властями Грузии решения Европейского суда по правам человека по делу о предварительном заключении Мерабишвили.
Вано Мерабишвили без пяти минут на свободе – во всяком случае, так утверждает оппозиция. По мнению противников власти, Комитет министров Совета Европы отметил серьезные процессуальные нарушения в отношении экс-премьера, в частности, по вопросу о тайном выводе его из камеры на допрос, и обязал руководство Грузии заново провести расследование. Представитель «Единого национального движения» Отар Кахидзе уверяет, что Совет Европы недоволен тем, что Мерабишвили все еще не на свободе:
«Впервые была поставлена под сомнение правомочность применения против Вано Мерабишвили соответствующего законодательства. Исходя из этого, Комитет министров обязал правительство (Грузии) провести расследование по факту давления в том ключе, насколько это давление связано с другими уголовными делами, возбужденными против него. Это очень важно, так как, по сути, является основой для будущей реабилитации Вано Мерабишвили. Из-за сомнений по поводу одного дела под сомнение попали все остальные дела против него».
Адвокат Вано Мерабишвили придерживается схожей точки зрения. По словам Георгия Чивиашвили, Комитет министров требует проведения независимого расследования по факту возможного принуждения Мерабишвили к даче показаний против третьего президента Грузии Михаила Саакашвили по делу о гибели Зураба Жвания:
«Это означает, что, когда Мерабишвили выводили из камеры, на него осуществлялось давление по другим уголовным делам. Ему прямо угрожали, что если он не будет сотрудничать со следствием и не даст показания против третьего президента по делу Зураба Жвания, то проведет в тюрьме очень долгое время. Кроме того, Комитет министров обязал правительство обеспечить институциональную и практическую независимость тех, кто будет проводить расследование, и дал на это шесть месяцев».
Но в правительстве называют заявления оппозиции и стороны защиты инсинуациями. Как отметила министр юстиции Грузии Тея Цулукиани, в заключении Комитета министров Совета Европы ни слова не сказано о неправомочности заключения Вано Мерабишвили:
«Если в принятом решении Комитет министров поручил правительству освободить Вано Мерабишвили, то почему сегодня утром Вано Мерабишвили все еще в тюрьме?»
Вопрос риторический – Цулукиани считает шум, поднятый вокруг этого дела оппозицией, ни чем иным как попыткой переиначить заключение европейских министров и экспертов:
«Решение о заключение по двум уголовным делам было законным. И именно это Мерабишвили хотел обжаловать в Страсбургском суде. В обнародованном документе приветствуется то, что по одному конкретному эпизоду, а именно выводе Мерабишвили из камеры, обнаружены нарушения и заново проводится следствие. В Страсбурге также было принято решение, что никаких инструкций или пожеланий грузинскому руководству по освобождению Мерабишвили из заключения не будет».
Дело Страсбургского суда касается нарушений, выявленных в отношении Вано Мерабишвили в контексте уголовных дел, возбужденных против него в декабре 2012 года и в январе 2013 года о предполагаемой растрате денег и злоупотреблении служебными полномочиями. Как уверяет сам Мерабишвили, целью этих дел было его устранение с политической сцены.
Впрочем, Комитет министров не разделяет эту позицию. В заключении отмечается, что сейчас Мерабишвили отбывает наказание, в том числе, по делу об убийстве Сандро Гиргвлиани. И не может рассчитывать на освобождение, лишь на независимое расследование. На это делает упор Народный защитник Грузии Нино Ломджария:
«Конкретный факт вывода Вано Мерабишвили из камеры должен быть расследован институционально независимым органом. Я не знаю, насколько прокуратура сможет взять это на себя, так как и бывший главный прокурор, и действующие прокуроры участвовали в этом, в том числе в предыдущем расследовании. Поэтому мы предупреждаем правительство, что все эти критерии должны быть соблюдены, и теперь уже правительство должно решить, как удовлетворить эти критерии».
Вано Мерабишвили, который до поражения «Национального движения» на парламентских выборах 2012 года в течение нескольких месяцев занимал пост премьер-министра, был задержан в мае 2013 года. Ему выдвинули обвинения в растрате денег и подкупе избирателей. Позже ему было предъявлено еще несколько обвинений, но Мерабишвили отвергает свою вину и называет все дела, возбужденные против него, политически мотивированными. Городской суд признал его виновным по нескольким эпизодам, в том числе, в сокрытии доказательств по делу Гиргвлиани.
Бывший премьер, которого называют автором полицейской реформы, отбывает наказание с октября 2014 года. Срок заключения Мерабишвили истекает в феврале 2020 года.