Accessibility links

Вам смешно? Мне – нет!


Давид Каландия
Давид Каландия

Юмор – очень любимый, очень нужный жанр и, кстати, самый скоротечный. Если трагедия во все времена остается трагедией и акценты по большому счету не меняются, то юмор быстро умирает. Вряд ли можно увидеть сейчас человека, который ухахатывался бы юмором Аристофана и Плавта, Шекспира и Мольера, Вольтера и Фонвизина.

Недавно я предпринял попытку перечитать и посмеяться над «Гаргантюа и Пантагрюэлем», и попытка моя провалилась. Мне было не смешно! Даже чаплинские ранние короткометражки уже не смотрятся, юмор в них очень наивен (я не говорю про его вечные шедевры вроде «Золотой лихорадки», «Огней большого города» и «Новых времен»). А вот трагедия неудавшихся отношений Ромео и Джульетты, или глупая ревность венецианского мавра, или несчастная Анна, бросающаяся под поезд, до сих пор заставляют всех рыдать навзрыд. Это – боль на все времена.

Я считаю, что в СССР юмор был на довольно высоком уровне, так как в основном он излагался и изображался эзоповсим языком, в нем присутствовал второй, иногда третий план, и потому было вдвойне, втройне смешно. Также наличие грозных цензоров лишало авторов возможности острить ниже пояса, и им приходилось изворачиваться и напрягать извилины, чтобы донести до публики всякие сатирико-юмористические изыски.

Могу сказать, что с юмором я дружу. Дружу давно и без ложной скромности знаю, что юмор тоже дружен со мной. И потому я вижу разницу между высоким и низким юмором. Высокий юмор – это Аркадий Райкин, Жванецкий, Александр Иванов, Карцев и Ильченко. Низкий юмор – это Евгений Петросян и его компания. Я считаю, эти ребята портят вкус, а так как русский язык мы, жители бывших союзных стран, еще худо-бедно помним, то иногда смотрим передачи, где опять главенствует Петросян. Я издревле интересовался: когда по ящику показывали передачи с участием Евгения Вагановича, гомерический смех в зале – это было наложение, монтаж, или зрители правда покатывались со смеху? Ну, не мог я поверить в то, что тот низкий уровень, который демонстрировал этот самовлюбленный в себя т.н. юморист, мог вызывать такую восторженную реакцию.

Когда я жил в Москве, однажды увидел огромные рекламные баннеры с ликами сладкой парочки – Петросяна и Степаненко, и подумал, схожу-ка я на их мероприятие и удостоверюсь в том, что показанное по телевизору шоу – монтаж и наложение. И я пошел брать билет, думая, что это проще простого. Фигушки! Билетов в кассах не было, был суперполный аншлаг, настолько полный, что задолго до ГЦКЗ «Россия», что в Лужниках, стояли просящие, молящие, искательно выпрашивающие лишний петросяновский билетик! Не вру, это действительно было так.

Я все-таки попал в зал, у меня там знакомый пожарник дядя Степа Аветисов, он меня с детства знает, приобщает к доброму и вечному, в свое время подарил двухтомник Анны Ахматовой, когда еще книги были главным и лучшим подарком, и я его считаю своим вторым дядей. Вот дядя Степа и служит в концертном зале «Россия», охраняет его от случайных и неслучайных возгораний и потому пользуется почетом и уважением. Меня он часто, через пожарную лестницу, впускал в концертный зал, я там видел и слушал великих музыкантов, начиная от Эмиля Гилельса и Джона Огдона и кончая не менее великими Мартой Аргерих и Евгением Кисиным, и вот теперь там весь вечер на манеже... сиречь на сцене, был Евгений Ваганович Петросян и его компания.

Ребята, оказывается, телевиденье не всегда врет! То есть врет, конечно, но не всегда. Бывают у телевиденья просветления и моменты истины, когда врать ему не надо. В зале был такой хохот, такая обратная связь, такая реакция на выступления эстрадников, что я, стоя на галерке за спиной одного могучего водолаза, который в спешке прибежал на концерт, не сняв рабочей одежды, больше внимания обращал на реакцию публики, чем на то, что творилось на сцене. Ну, о качестве юмора говорить не буду: то, что показывают в праздничных концертах, – было то же самое, иными словами – тоска! Но народ... народ катался от смеха. Одну знатную даму со множеством орденских планок на необъятной как родина груди даже вынесли из зала, ей стало плохо от смеха.

А Петросян, этот «великий кудесник смеха», стоял на авансцене с раскрытыми объятиями, насмешливо смотрел в зал и держал весь мир в кармане.

Я про Петросяна вспомнил потому, что который день подряд на новостных сайтах электронных газет и журналов нашего северного соседа публикуется процесс века, долгоиграющее расторжение брака и раздел имущества между Евгением Петросяном и его бывшей супругой Еленой Степаненко. Видимо, народ очень переживает за разрыв отношений между своими кумирами. Конечно, не мое дело, что творится в недружественной нам стране, но все-таки русский язык и русская культура навсегда въелись в меня, и мне странно и удивительно, что на родине Салтыкова-Щедрина и Гоголя, Чехова и Сухово-Кобылина, Тэффи и Аверченко, Ильфа и Петрова, Булгакова и Зощенко (перечислять можно очень долго) сегодня царит Петросян и «ниже» с ними! Царит и не собирается отрекаться от своего царского трона.

В СССР была телепередача «Вокруг смеха», которая выходила в месяц раз, ее вел наиинтеллигентнейший поэт-пародист Александр Иванов, и мы все с нетерпением ждали ее, и она доставляла нам радость и наслаждение. В этой передаче я впервые увидел таких асов, как Семен Альтов, Михаил Задорнов, Виктор Трушкин, Виктор Коклюшки, Ефим Смолин. Там выступали Михаил Жванецкий, Карцев и Ильченко, Хазанов и многие другие настоящие мастера слова. 13 лет выходила эта передача, с 1978 года по 1991 год. Потом, в 2017 году, попробовали возродить передачу, но не получилось.

Когда я писал этот текст, поинтересовался, кто участвовал в выпусках «Вокруг смеха», прочитал статистику и с удивлением увидел, что непотопляемый Евгений Ваганович Петросян ни разу не был приглашен на ту филигранную передачу. И мне стало приятно на сердце.

И наконец! Почему я все это пишу? А потому что, будь моя воля, я бы в школах начал отдельным предметом изучение юмора, дабы сформировывать у детей хороший вкус. Это должны быть литература, а также фильмы, телепередачи, выступления артистов, может, даже что-то подобное из изобразительного искусства. Только это должен быть самый качественный, самый изысканный, самый высокий юмор. Скажете, это все мечты идиота? Ну, может быть, и так!

P.S. Родственники и «друзья Кролика» долго просили меня отойти от политических тем и написать что-нибудь нейтральное. Вот я и написал.

Всем привет!

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

XS
SM
MD
LG