Accessibility links

Блэкаут и план Б


Авария на ЛЭП в декабре прошлого года еще раз актуализировала вопрос проведения резервных линий электропередач
Авария на ЛЭП в декабре прошлого года еще раз актуализировала вопрос проведения резервных линий электропередач

Минувшие сутки Южная Осетия вновь оказалась обесточена из-за ухудшения погодных условий. Последствия аварии удалось устранить только сегодня утром. После очередного блэкаута в Цхинвале вновь заговорили о строительстве резервной линии электропередач.

Южная Осетия нередко остается без электричества, особенно зимой, и каждый раз это неприятный шок, говорит «Эху Кавказа» жительница Цхинвала Ирина:

«Привыкаешь к тому, что нормально подается свет, газ, все вроде бы хорошо. Но на подсознательном уровне у тебя всегда этот страх. Особенно после случая в прошлом году, когда Южная Осетия несколько дней была без электричества. Это очень сильно подействовало на людей, они это до сих пор не забыли. И эти отключения света, особенно зимой, особенно когда на свет завязано отопление автономное в доме, мотор, который подает воду, и ты остаешься без воды, без электричества. Это, конечно, такой шок и такой стресс! Выход только один, на мой взгляд, – надо в первую очередь заняться строительством резервной линии. О собственной электроэнергии тоже много говорилось, и очень многие жители республики мечтают о том, чтобы в конце концов эти мини-электростанции, хотя бы парочка их была построена, чтобы такого тотального лишения света целой республики не происходило».

Блэкаут и план Б
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:23 0:00
Скачать

В конце 90-х годов уже пытались решить проблему собственного энергообеспечения, вспоминает первый президент республики Людвиг Чибиров, но довести строительство мини-ГЭС до конца так и не удалось:

«Грузинские власти отключили нас как от газа, так и от электроэнергии. И все линии проходили именно через них. Бывали случаи, когда в разгар празднования 20 сентября (День республики) они отключали нас полностью, и мы проводили его при лучинах. И тогда было принято решение обеспечить себя гуманитарной электроэнергией. То есть минимальной, которая бы дала возможность работать, допустим, реанимационному отделению, хлебопекарне. И мы с Атарбегом Тедеевым, хорошим специалистом, подняли вопрос, где и как можно построить такую электростанцию. Было принято решение организовать каскад электростанций на Большой Лиахве: одну станцию в Едиси, вторую в Зхубире, а третью еще ниже. Каждая по полтора мегаватт».

Экс-президент продолжает, что было решено начать со строительства Зхубирской ГЭС, на которую требовались самые большие составные элементы – турбина и гидрогенератор. Дальше была поездка в Санкт-Петербург на завод «Новая сила», где договорились о поставках части оборудования, гидрогенератора. Турбину нашли в Северной Осетии при содействии ее главы Александра Дзасохова. С просьбой о помощи руководство обратилось и к населению республики, так как возникла необходимость в дополнительном сборе средств: один генератор стоил 110 000 долларов. В Национальном банке «Рухс» был открыт специальный счет. Говорит Людвиг Чибиров:

«Можете себе представить, мне приходилось просить денег, как попрошайке, чтобы своевременно поставить ГЭС. И народ тоже собирал, но средств все равно не хватало. В общем, мы завезли этот генератор весом 18 тонн и приступили к строительству Зхубирской ГЭС. Когда я заканчивал срок моего правления, 90 процентов работ фактически были сделаны, но наступили осенние холода, а в такое время нельзя было бетонировать уже. И на спецсчете «Рухса» было около 2 миллионов рублей. Покидая пост, я очень попросил Атарбега Тедеева ни в коем случае не дать тронуть эти деньги: как только весна наступит (а работы проводили владикавказские строители и санкт-петербургские монтажники), приступайте и завершайте эту работу».

Однако после смены власти, по решению нового председателя правительства Резо Хугаева, средства были направлены на другие цели, а стройка – законсервирована. Куда делось дорогостоящее оборудование, остается вопросом.

Авария на ЛЭП в декабре прошлого года, когда вся республика оказалась парализована, еще раз актуализировала вопрос самостоятельного обеспечения электроэнергией и проведения резервных линий электропередач. Президент Анатолий Бибилов через государственные СМИ поблагодарил народ «за выдержку и терпение во время энергетического кризиса» и заявил, что в 2018 году в республике начнется строительство резервной линии из РФ, которая убережет Южную Осетию от подобного рода кризисов. Тогда же он отметил, что Россия выделяет Южной Осетии мощный газогенератор, который будет обеспечивать светом и теплом республику в случае очередных аварий на ЛЭП.

Тема газогенератора спустя год «ушла в песок», никто о нем больше не вспоминал, а резервную линию, как сейчас заявил гендиректор ГУП «Энергоресурс – Южная Осетия» Алан Габараев, планируют провести в 2019 году. Жителям республики остается ждать еще один год.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG