В октябре уходящего года исполнилось 10 лет Женевским переговорам. Эту юбилейную дату не стали праздновать ни в Грузии, ни в Абхазии и Южной Осетии. И тем более – в ООН, ОБСЕ и ЕС. И думаю, что правильно сделали. Иначе пришлось бы подводить итоги десятилетнего переговорного процесса между Грузией, Россией и США о судьбе двух кавказских стран – Абхазии и Южной Осетии.
12 декабря в Женеве в 46-й раз встретились представители Грузии, Абхазии и Южной Осетии. Встретились, чтобы договориться о том, о чем невозможно договориться ни в 46-й, ни в 146-й раз. И дело даже не в формате диалога, в котором Абхазия и Осетия присутствуют в качестве наблюдателей, а в оторванной от реальности «повестке дня».
Если отбросить дипломатический пафос и говорить на языке, понятном людям, то несложно догадаться, чего хотят все стороны. Грузия хочет, чтобы Абхазия отказалась от своей независимости и присоединилась к ней. Абхазия – чтобы Грузия признала ее независимость и возместила стране ущерб, нанесенный войной.
Верните грузин в Абхазию – требуют представители Грузии, делая вид, что не понимают, чем обернется для Абхазии такая «гуманность».
Давайте подпишем договор о ненападении – возражают абхазы, делая вид, что не могут обсуждать вопрос переселения грузинских беженцев в Абхазию именно по причине отсутствия мирного договора.
Грузия рассчитывает, что «убедить» Абхазию ей помогут сопредседатели женевского формата от ООН, ОБСЕ и ЕС и страна-участница переговоров – США.
Абхазия, как и Южная Осетия, делает ставку на своего стратегического партнера – Россию, которая также принимает участие в Женевских дискуссиях на таких же правах, что и Грузия с США.
И этот разговор ни о чем длится уже десять лет и, по всем признакам, не имеет никакой перспективы. После каждого очередного раунда стороны делают взаимообвиняющие заявления и противоположные выводы.
Вот и 46-й раунд, как и все предыдущие, завершился упреками в адрес друг друга со стороны Грузии, Абхазии и Осетии. Отдельный упрек от Грузии в адрес России, которая, по мнению грузинской стороны, помешала рассмотрению вопроса «достойного возвращения» беженцев-грузин, выглядит смешно, так как, прочитав заявление грузинского внешнеполитического ведомства, можно подумать, что Абхазия и Осетия готовы были вернуть грузин в свои страны, но им помешала Россия.
Россия ответила на упреки Грузии обвинениями в милитаризации Грузии, назвав главным вызовом для региональной безопасности военную активность США и НАТО на ее территории.
Внешнеполитические ведомства Абхазии и Осетии еще раз отметили нежелание Грузии подписать мирный договор или хотя бы сделать заявление о ненападении и воспрепятствовании праву граждан Абхазии на передвижение и получение образования за пределами своей страны.
В этом каскаде взаимных упреков очень странно прозвучало совместное коммюнике сопредседателей Женевских дискуссий. Представители ООН, ОБСЕ и ЕС словно не видели и не слышали ничего. В их восприятии 46-й раунд прошел «в деловой и достойной обстановке». Любопытно и непонятно, на чем основан оптимизм медиаторов...
Судя по заявлениям сторон, никакого «сближения позиций» не наблюдается. И чтобы оправдать женевское десятилетие, давно пора что-то менять – либо повестку дня, либо формат. А лучше и то и другое.
Но если не получается, то можно поступить креативно – перенести на один день следующий, 47-й, раунд, назначенный на 2 апреля. Тогда хотя бы будет понятно, что женевские переговоры затеяны смеха ради.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции