Accessibility links

Об анаконде и прочей живности


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

События последних месяцев, в основном вокруг президентских выборов, – наглядное свидетельство того, какие изменения происходят по мере нахождения той или иной силы у власти. По Грузии последних 15 лет можно написать идеальный учебник на эту тему.

«Мечта» пришла к власти на лозунгах противостояния всему, что было связано с предшественниками. Они сажают – значит, мы будем отпускать; они усиливают силовые структуры – мы будем их ослаблять; у них было чрезмерно много государственного вмешательства – значит, мы вообще не будем ни во что влезать. Пускай все идет своим путем. Народ ведь мудрый – всегда найдет правильный путь.

Первые несколько лет нахождения у власти «Мечта» напоказ демонстрировала свою мягкость и человечность – никакого вмешательства в выборы, никаких «зондер-бригад», никакого подкупа и никаких выбитых зубов. «Как вы можете о нас так думать, мы же хорошие», упрекали они тех слепцов, которые сомневались в девственной чистоте и высокой морали «ГМ». Бедняжки-«мечтатели» – они столько лет плакались в жилетку: «У нас даже собственного телевидения нет, ибо оно нам не нужно. Мы против пиара, мы – за прямое общение с народом».

Увы, жизнь показала, что в политике нравственная чистота и девственная мораль – роскошь, которая работает недолго – ровно до того момента, когда жареный петух клюнет. «Мечтателям» некоторое время удавалось держаться подальше от неблаговидных методов борьбы, поскольку в этом не было никакой необходимости. Зачем на кого-то давить, к чему использовать криминалов, разворачивать грязные пиар-кампании по ТВ, когда все и так хорошо? Когда народец голосует, как надо, на тебя, родного, молится, а оппозицию ненавидит, – надо быть конченым маньяком, чтобы взять на вооружение методы, которые никого не красят.

В какой-то момент сами власть придержащие начинают верить в чистоту своих помыслов, и тем более неприятным оказывается момент, когда дела идут уже не так хорошо. И вот тогда, когда в дверь постучались, выясняется, что вся эта показная мягкость, все эти «Ах, да мы так не можем», «Ах, мы бедные, у нас телевидения нет», «Ах, да нам наша мораль не позволит руки пачкать» – все это ерунда. Так, болтовня для легковерных, к тому же в ситуации, когда все хорошо.

«Грузинская мечта» полностью взяла на вооружение все то, в чем упрекала прошлую власть, – использование админресурса, подкуп, запугивание, грязнейший пиар. А как же мораль, а как же желание остаться чистеньким? А никак. Тут ужe все просто: не до жиру, быть бы живу. Либо в белых перчатках на пенсию, либо по локоть в грязи – но у власти.

Вообще же, многие люди недооценивают в политике человеческий фактор – всегда ищут какие-то глубокие объяснения, геополитические факторы, противостояние различных сил и полюсов. Тогда как я уверен, что на 80% политика – это человеческий фактор.

Как знать, если бы экзаменационная комиссия Венской академии художеств проявила меньше принципиальности и зачислила бы в студенты Адольфа Гитлера – возможно, мир бы получил выдающегося архитектора, а не кровавого людоеда.

Или вот еще пример: коммунистический диктатор Албании Энвер Ходжа панически боялся гипотетического военного вторжения и построил по всей стране сотни бункеров. Можно, конечно, искать в этом рациональный смысл, вспомнить о том, что тогда Албания враждовала как с СССР, так и Западом. Но на самом деле все намного проще – он был просто псих, вот и все дела...

В реальности никакой метаморфозы тут нет. «Мечта» изначально не была такой уж доброй и пушистой, какой хотела себя изобразить. Она была такой же, как любая правящая партия на территории бывшего СССР, – жадной до власти и с большущими клыками. Просто эти клыки прятали, пока все было хорошо, и показали, когда клюнул жареный петух. И тут опять – личностный фактор. «Мечта» такая, какой она себя показала, не только потому, что такова политика, но и потому, что таков персонально Бидзина Иванишвили.

Кстати, о личности людей очень многое говорят прозвища, которыми их награждают. К примеру, если у человека кличка Кувалда, вряд ли вы ожидаете увидеть худосочного интеллигента в очках в толстой оправе.

Говорят, что в окружении Иванишвили его кликуха была Анаконда, и это о многом говорит. Чем выделяется в животном мире анаконда? Что, неужели великим менеджментом и большой чистотой помыслов? Нет, увы, анаконда запомнилась миру способностью долго ждать своего часа и в самый подходящий момент удавить свою жертву. Никакого великого менеджмента – только умение плести интриги и ждать, пока один умрет, второго убьют, третьего посадят, четвертый сбежит. Вот тут и появляется на сцене наша тихая деревенская анаконда, которую, вероятно, никто и всерьез не принимал.

Наверное, сложно было бы ожидать, что в политике он бы превратился в нечто противоположное – эффективного менеджера, который не сидит в засаде, а работает на благо страны. Впрочем, не будем жестоки к Иванишвили – он не единственный в Грузии и в мире политик, который по мере ухудшения ситуации отказывался от декларированной добродетели и становился обычным политиком.

Саакашвили в первые годы своего правления не закрывал оппозиционные телекомпании, консультировался с неправительственным сектором, словом, был образцовым демократом. Но как только народных восторгов поубавилось, а риск проиграть выборы превратился из теории в самую что ни есть практику, – прагматизм победил. Пришлось использовать все методы, которые на сегодняшний день творчески развили и обогатили «мечтатели».

Самое неприятное, что бонапартизм Миши проявил себе в полной мере после 2008-2009 годов, когда основная грязная работа по реформированию страны была позади – Саакашвили съехал с катушек и показал клыки тогда, когда это было меньше всего нужно. Государственные интересы в тот период требовали, напротив, смягчения хватки, но интересы победы в выборах оказались выше государственных. Что и привело к тому, к чему привело.

Кстати, очень интересно, как будут развиваться события в соседней Армении, где Никол Пашинян получил полную власть в стране. Где и насколько глубоко прячутся его клыки, которые он никому не покажет, пока его партия легко получает 70% на выборах? Он, как и Бидзина, и Миша, не псих – это очень легко – проводить демократические выборы, когда все и так голосуют за тебя. И намного сложнее сделать это в ситуации, когда один лишний процент – и ты на пенсии. Похоже, что первый маленький клык показан: Пашинян, судя по его осторожному заявлению, не намерен менять нормы Конституции, дающие чрезвычайно широкие полномочия премьер-министру. Притом что, будучи в оппозиции, обещал их пересмотреть.

Сейчас Армения – самый наглядный полигон, где мы в какой-то момент обязательно увидим то же, что и у себя – снижение популярности лидера и в конце концов – развилку: один путь – продолжать прятать клыки с риском проиграть, и второй – со словами «Сейчас другого выхода нет» отринуть в сторону все высокоморально-высоконравственные соображения…

Двое грузинских его коллег – Миша и Бидзина – не выдержали соблазна и в критический момент махнули рукой на все приличия. Как поступит один армянин там, где два грузина не сдали экзамен? Будет очень любопытно увидеть...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG