Чуть меньше полугода назад в Сухуме заработал Abkhaz Desk. Цель нового проекта – создать площадку, которая сведет вместе молодых людей, выросших в Абхазии и приехавших сюда в качестве репатриантов.
На сегодняшний день в Абхазии проживает несколько тысяч репатриантов. Согласно конституционному закону от 8 ноября 2005 года, репатриантами признаются потомки этнических абхазов, которые были вынуждены покинуть свою территорию проживания в результате страшных событий XIX века, в том числе русско-кавказской и русско-турецкой войн, и бежали в такие страны, как Турция и Сирия.
С 1993 году существует специальный комитет, который занимается вопросами репатриации и помогает с переездом и жильем тем, кто хочет вернуться в Абхазию. Но это не решает проблем адаптации, которая связана с незнанием языка и разницей менталитета. Приехав на историческую родину, репатрианты часто становятся здесь чужаками: они живут узким кругом, с большой сложностью вписываясь в местное общество.
Поэтому в Абхазии периодически появляются проекты, направленные на улучшение этой ситуации. Так, например, в августе начал работу Abkhaz Desk, реализованный при поддержке Программы развития ООН и Евросоюза.
Основателем и волонтером Abkhaz Desk является преподаватель Абхазского государственного университета Анджела Патарая. Вот что она рассказывает о том, из чего вырос проект и какие проблемы он пытается решить:
«Идея создания Abkhaz Desk родилась в марте. Проект не появился сам по себе, он вытекает из нужд определенной категории людей. У меня очень много друзей среди молодежи Абхазии и точно так же у меня много друзей среди репатриантов. И часто я знаю, что беспокоит моих друзей. Происходит такое: приезжают сюда репатрианты, и из-за проблем языковых, проблем, связанных с адаптацией, им очень сложно взаимодействовать с ребятами, которые здесь выросли. Есть момент, когда очень нужно личные дела сделать, например, вам нужна какая-то бумажка, а вы не знаете, куда пойти. И таким образом люди, приезжающие в Абхазию, сталкиваются с огромными сложностями. Они – граждане этой страны, но они не могут быть активными гражданами, как мы с вами, которые здесь выросли… И еще, знаете, я у своих студентов на курсе спросила: «Сколько у вас друзей репатриантов?» Мы же все здесь вместе живем, это как бы одно общество. Ни у одного из них нет друга или знакомого репатрианта. И мы решили, что напишем проект на эту тему».
Появившись всего несколько месяцев назад, проект уже привлек к себе значительное внимание. По оценкам организаторов, с момента открытия более 200 человек посетило Abkhaz Desk и поучаствовало в разных мероприятиях на этой площадке. Такой интерес среди жителей города неслучаен. Помимо того, что молодые репатрианты находят здесь эмоциональную, а иногда даже юридическую (в рамках проекта проходят встречи с юристом) поддержку, здесь практически каждый день проходят разные мероприятия: курсы абхазского языка, кинопоказы, лекции различных экспертов на русском и на английском языках, здесь даже готовят, чтобы дать возможность почувствовать культуру на вкус.
О том, что еще происходит в Abkhaz Desk говорит Анджела Патарая:
«У нас в среду бывает клуб разговорного английского. Казалось бы, такая мелочь как «Спикинг Клаб». В Москве вы найдете их кучу, за границей – тоже, но в Абхазии нет ни одного. Как оказалось, это очень популярная штука, и у нас всегда 25-30 человек, которые приходят практиковать свой английский. По многочисленным заявкам у нас также есть клуб разговорного турецкого два раза в месяц. И также у нас есть творческие воркшопы один раз в месяц: мы делали уроки по квилингу и стоун-калорингу. Был музыкальный воркшоп с девизом «Бери свой музыкальный инструмент и приходи», где, если вы творческий человек, можно было найти людей, с которыми в дальнейшем можно играть. А если вы не творческий человек, как я, то можно было просто прийти послушать и подпеть. Здесь также есть классное мероприятие, называется Джегу. Мы его уже два раза проводили. На самом деле не так много людей знакомо с культурой Джегу. Это особая церемония, очень популярная на Северном Кавказе и в черкесской диаспоре, в ее основе лежит исполнение нескольких танцев: начинается с танца удж, потом идет кафа, чеченский, абхазский. И там есть очень строгий порядок, как должны выглядеть девушки и парни, где они должны стоять, по какой очередности должны выходить. Есть целый набор правил…»
По мнению Анжелы Патарая, такие мероприятия, как Джегу, очень важны. Во-первых, они сближают танцующих, а во-вторых, помогают сохранить ритуалы. Ведь элементы традиционной абхазской культуры постепенно стираются, и тот танец, что танцуют в Абхазии сегодня, далек от своего оригинала, который существовал столетие назад, но при этом почти не изменившись, сохраняется по сей день в абхазской диаспоре, например, в Турции.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия