Accessibility links

Владимир Владимирович озаботился грузинской «мягкой силой»


Попытки представить гуманитарные программы в качестве «мягкой силы» обречены на провал, считают в Тбилиси
Попытки представить гуманитарные программы в качестве «мягкой силы» обречены на провал, считают в Тбилиси

Цхинвали и Сухуми внезапно вспомнили о грузинской «мягкой силе». В самопровозглашенных республиках под конец года вдруг осознали: Тбилиси сменил тактику и теперь пытается заманить население Южной Осетии и Абхазии в «лучшее будущее». В Цхинвали обещают с этим бороться, а Сухуми Москва решила напомнить, что «врага надо знать в лицо».

Цхинвали озаботился «мягкой силой» со стороны Тбилиси. И.о. главы югоосетинского КГБ Владимир (Владимирович) Хубаев назвал мирную инициативу руководства Грузии под названием «Шаг в лучшее будущему» – сменой тактики после неудачной попытки военного сценария в 2008 году. Цель же, по мнению Владимира Хубаева, давшего интервью местному агентству «Рес», осталась прежней – вернуть контроль над территорией Южной Осетии:

«По нашему мнению, в условиях непризнания Грузией суверенитета РЮО и отказа официального Тбилиси заключать меморандум о неприменении силы в отношении Южной Осетии и Абхазии реализация указанной концепции направлена на восстановление грузинской стороной контроля над территорией Южной Осетии в виде стратегии «мягкой силы»... Если ранее Тбилиси прибегал к т. н. политике государственного терроризма и попыткам захватить Южную Осетию путем военной агрессии, то теперь акцент делается на «мягкую силу», т.е. формирование у жителей РЮО стремления к добровольной интеграции с Грузией».

Владимир Владимирович озаботился грузинской «мягкой силой»
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:26 0:00
Скачать

При этом Хубаев признает, что такая «мягкая сила» формально не является противоправной. Что осложняет ее нейтрализацию силами правоохранительных органов без, как он выразился, «участия патриотически настроенной части гражданского общества».

Что именно господин Хубаев имел в виду под «участием патриотически настроенной части гражданского общества», он не уточнил. В Грузии же это высказывание восприняли как прямую угрозу возможной расправы в адрес тех жителей самопровозглашенной республики, кто намерен воспользоваться предложением грузинских властей принять участие в гуманитарных программах в рамках инициативы «Шаг в лучшее будущее».

При этом госминистр по вопросам примирения и гражданского равенства Кетеван Цихелашвили уверена, что никакие угрозы со стороны цхинвальских силовиков не смогут препятствовать восстановлению связей между жителями территорий, не подконтрольных официальному Тбилиси, и остальной части Грузии:

«У нас есть очень конкретное видение мирного процесса, план, проработанные шаги, и этот год был очень продуктивным – сейчас мы впервые за многие годы со времени конфликта сделали наиболее конкретный и масштабный шаг этой новой мирной инициативой под названием «Шаг в лучшее будущее». Это наш посыл, это наш путь и это наше дело. И сегодня мы можем сказать, что наше общее будущее – это не будущее с колючей проволокой и не будущее в изоляции».

При этом Владимир Хубаев утверждает, что грузинская сторона продолжает устраивать провокации, политику по «размыванию границы» и сохранению напряженности в приграничной зоне. И все это, считает и.о. главы югоосетинского КГБ, происходит с молчаливого одобрения Запада:

«Негативное влияние на оперативную обстановку как в РЮО, так и на всем Кавказе оказывают страны Запада, прилагающие усилия по дестабилизации общественно-политической ситуации в регионе. Проводником их интересов являются иностранные неправительственные и международные организации, финансируемые из Тбилиси, Лондона, Вашингтона и Брюсселя».

На территории самопровозглашенной республики через местные СМИ в последние дни начала активно распространяться информация о том, что грузинские спецслужбы, подготовленные и инструктируемые западными коллегами, отслеживают все телефонные разговоры, обмен информацией по интернету и даже передвижения отдельных автомобилей на территории Южной Осетии. При этом утверждается, что для этого используются не только станции слежения, но и космические спутники западных стран, сведения с которых поступают в Тбилиси.

Примечательно, что проблемой грузинской «мягкой силы» одновременно озаботились и в Абхазии. 18 декабря на конференции под названием «Информационная политика в современном мире», организованной так называемым посольством Российской Федерации в Сухуми, глава российского диппредставительства в самопровозглашенной республике Алексей Двинянин отметил, что удивлен тому, как мало абхазские СМИ пишут о Грузии и об отношениях с Тбилиси. Аудиозапись выступления посла распространило подразделение агентства «Россия Сегодня» «Спутник-Абхазия»:

«Как говорят у нас в России, своих врагов нужно знать в лицо. Кроме того, в Абхазии крайне мало материалов, которые рассказывают о политике Грузии в отношении Абхазии, к примеру, о той же так называемой программе «Шаг в лучшее будущее». Хотя на известных грузинских сайтах вы можете почерпнуть массу необходимой информации на сей счет. Точнее, я поправлюсь, – дезинформации на сей счет».

При этом российский дипломат настойчиво посоветовал местным журналистам внимательнее отнестись ко всем аспектам отношений Грузии с евроатлантическими структурами. В частности, с НАТО.

Политолог Георгий Гобронидзе видит в таком внезапно проснувшемся интересе с негативным подтекстом со стороны Москвы и подконтрольных ей властей самопровозглашенных республик необходимость хоть как-то объяснить жителям Абхазии и Южной Осетии, почему на мирные инициативы Тбилиси они должны отвечать отказом:

«Навязывая такое клише, они пытаются как-то уменьшить значение того, что только у одной стороны конфликта есть какие-то конструктивные подходы, и она (грузинская сторона) ищет выходы из имеющегося нелегкого положения. Потому что сам этот «Шаг (в лучшее будущее)» предусматривает способность как-то продвигать отношения и восстанавливать доверие между грузинским, осетинским и абхазским обществами – там есть пункты насчет молодежи, насчет образования, здравоохранения. То, что на самом деле важно для этих регионов. Просто было бы неловко объяснять своим так называемым гражданам или избирателям, что вот мы отрицаем грузинские предложения исходя из того, что у нас не имеется никакого конструктивного подхода. Лучше сказать, что это «мягкая сила» Грузии, что этим Грузия хочет переманить людей. Что этим Грузия не создает прецедент мирного урегулирования или мирного подхода к конфликту, а на самом деле занимается очередной пропагандой».

При этом, по мнению политолога, попытки представить гуманитарные программы в качестве «мягкой силы» обречены на провал, так как все больше жителей Абхазии и Южной Осетии принимают помощь. Пусть и неофициально, стараясь не афишировать, но принимают.

XS
SM
MD
LG