Accessibility links

Урегулирование и конфликты: год Арчила Татунашвили


Переговорный процесс между Грузией и самопровозглашенными республиками Абхазия и Южная Осетия в 2018 году проходил во многом под знаком смерти в Цхинвали гражданина Грузии Арчила Татунашвили.

Буквально за несколько дней до февральской эргнетской встречи в рамках МПРИ, где представители грузинской и югоосетинской сторон должны были обсудить меры по поддержанию спокойствия в регионе, разнеслась весть о гибели гражданина Грузии в Цхинвали.

По распространенной 23 февраля версии КГБ самопровозглашенной республики Южная Осетия, при попытке поместить Татунашвили в изолятор временного содержания последним была предпринята попытка завладеть оружием одного из конвоиров. В результате ответных действий «Татунашвили упал на ступени лестницы, вследствие чего получил травмы и был доставлен в больницу, где впоследствии скончался от сердечной недостаточности».

Официальный Тбилиси сразу поставил эту версию под сомнение. В тот же день совершенно иной информацией поделился с Радио Свобода пожелавший остаться неизвестным житель районного центра Ахалгори. По его словам, 35-летний Арчил Татунашвили все последние годы проживал в селе Канчавети Ахалгорского района самопровозглашенной Южной Осетии и не имел никаких проблем с местными правоохранительными органами. У него был выданный местным КГБ пропуск, позволявший беспрепятственно передвигаться по оккупированной территории.

Урегулирование и конфликты: год Арчила Татунашвили
please wait

No media source currently available

0:00 0:12:23 0:00
Скачать

В СГБ Грузии потребовали скорейшего допуска международных экспертов к телу погибшего. С заявлением выступила госминистр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили:

«Его силой задержали в Ахалгорском районе, и его кончина произошла при туманных обстоятельствах. Мы по горячей линии уже проинформировали о случившемся наблюдательную миссию ЕС и сопредседателей женевского процесса. Мы требуем скорейшего выяснения обстоятельств его смерти и объективной оценки этого тяжелейшего факта, всю ответственность за который мы возлагаем на оккупационный режим».

Спустя три дня в Эргнети состоялась экстренная встреча в рамках механизма по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ), на которой грузинская сторона потребовала выдачи тела Арчила Татунашвили. По информации главы аналитического департамента СГБ Грузии Кахабера Кемоклидзе, на эти и другие требования осетинская сторона ответила отказом:

«Де-факто власти отказались выдать тело Татунашвили под предлогом, что ожидают прибытия представителей экспертного бюро Российской Федерации, которые должны дать свое заключение, и что на эти процедуры уйдет еще несколько дней. Также нам было отказано в допуске грузинских экспертов в Цхинвали. Не до конца прояснен и вопрос с задержанными вместе с Татунашвили двумя гражданами Грузии. Они освобождены из изолятора, но им запрещено покидать территорию оккупированного Ахалгори. Действия цхинвальских властей усилили бытующее в Грузии подозрение, что Татунашвили погиб в результате насильственных действий. Со своей стороны, мы напомнили представителям де-факто властей, что невыдача тела родственникам выходит как за правовые, так и за гуманитарные рамки».

Безрезультатной оказалась и следующая встреча, которая состоялась 1 марта. Цхинвальские власти вновь отказались выдавать тело, ссылаясь на отсутствие результатов российской экспертизы. В знак протеста грузинская сторона пошла на беспрецедентный шаг с момента существования формата, покинув ее в знак протеста. Несмотря на многочленные призывы официального Тбилиси и международного сообщества, тело Татунашвили было выдано грузинской стороне спустя почти месяц после его гибели, 20 марта.

Диалог сторон был возобновлен неделю спустя – на международной площадке, в рамках женевского процесса, где Грузия вместе с властями самопровозглашенной республики возложила вину за убийство гражданина Грузии на Россию. Он также завершился безрезультатно. Об этом сообщил глава грузинской делегации Давид Дондуа после утренней сессии 43-го раунда переговоров в Женеве:

«Факт один – человека пытали. Нужно это расследовать, виновник должен предстать перед судом. Что не требует расследования, это то, что политическую ответственность должен взять тот, кто осуществляет эффективный контроль на оккупированной территории – это Российская Федерация».

Вопрос насильственной гибели Арчила Татунашвили определил повестку дня следующего переговорного процесса. На эргнетской встрече 7 июня грузинская сторона предстала с новыми данными экспертизы, несмотря на отсутствие внутренних органов в теле погибшего, которые так и не были переданы осетинской стороной.

По всей видимости, говоря о пытках, представитель грузинской стороны имел в виду новые обстоятельства, описанные в заключении Национального бюро судебной экспертизы имени Самхараули. В нем говорится о более чем ста повреждениях, обнаруженных на теле Татунашвили. Впрочем, по словам де-факто представителя югоосетинской стороны Егора Кочиева, это не является достоверным аргументом:

«В повестке дня стоял вопрос демаркации государственной границы, а также сельскохозяйственные вопросы. Что касается экспертизы грузинской стороны, у меня нет причин ей верить или не верить, так как, во-первых, она не была представлена, во-вторых, у меня нет никаких оснований проверять ее достоверность – у нас есть югоосетинское экспертное заключение, которому я полностью доверяю».

Гибель Арчила Татунашвили осложнила переговорный процесс и с другим конфликтным регионом – Абхазией. 26 июня постановлением правительства Грузии был определен список лиц, уличенных в таких тяжких преступлениях против граждан Грузии на оккупированных территориях, как убийство, похищение, пытки и укрывательство этих преступлений. В документ под названием «Список Отхозория-Татунашвили» были внесены 33 человека, которые с 1991 года по сегодняшний день совершили разные преступления в отношении граждан Грузии на оккупированных территориях.

Факт появления списка обернулся совместным демаршем российской и абхазской сторон, которые в знак протеста покинули гальскую встречу в рамках механизма по предотвращению инцидентов и реагированию на них (МПРИ) 27 июня. Сразу после возвращения в Зугдиди глава аналитического департамента СГБ Грузии Ираклий Антадзе разъяснил причину срыва встречи:

«Принятие грузинскими властями «списка Отхозория-Татунашвили» было использовано представителями РФ и де-факто режима Абхазии для политически мотивированных действий. В частности, они языком шантажа, неприемлемым для данного формата, в ультимативной форме потребовали изъятия из повестки дня вопроса Гиги Отхозория. Такая постановка является неприемлемой для центральных властей Грузии, на что мы отреагировали соответствующим заявлением. После этого представители РФ и де-факто режима Абхазии сорвали формат, покинув встречу».

Позиция МИД самопровозглашенной республики Абхазия была зафиксирована в специальном заявлении:

«Составление санкционного списка в очередной раз демонстрирует агрессивный характер политики грузинского руководства в отношении Абхазии и ее граждан и серьезно подрывает основы существующего переговорного процесса. Абхазская сторона возлагает всю ответственность за возможное разрушение единственного международного формата по урегулированию конфликтов на Южном Кавказе лично на премьер-министра Грузии Мамуку Бахтадзе».

Примеру абхазской стороны последовала и югоосетинская, которая 14 сентября в знак протеста покинула эргнетскую встречу. Глава делегации Егор Кочиев сообщил о решении югоосетинской делегации покинуть 89-ю встречу в рамках МПРИ из-за отказа грузинской стороны убрать из повестки дня вопросы, касающиеся смерти Арчила Татунашвили и Давида Башарули. Позицию официального Тбилиси Кочиев назвал деструктивной. По его словам, югоосетинская сторона не смогла заранее получить повестку дня на технической встрече два дня назад:

«На той встрече мы пытались обсудить повестку дня, но она не была представлена грузинской стороной. Югоосетинская делегация до последнего момента надеялась на то, что вопросы Башарули и Татунашвили обсуждаться не будут. Мы предложили нашим партнерам заниматься обсуждением конкретных вопросов, касающихся безопасности на линии государственной границы между Южной Осетией и Грузией. Но грузинская сторона навстречу нам не пошла. И мало того, что оставила в повестке дня вопросы Татунашвили и Башарули, правительство Грузии еще усугубило ситуацию, объявив двух наших граждан в международный розыск по линии Интерпола».

Вопрос гибели гражданина Грузии дошел и до международных инстанций: 7 декабря Европейский суд по правам человека принял иск грузинского Центра реабилитации жертв пыток «Эмпатия», поданный против России в связи с убийством и пытками Арчила Татунашвили. Об этом заявила директор центра Мариам Джишкариани. По ее словам, Страсбург принял иск и присвоил ему регистрационный номер. Организация «Эмпатия» направила в Страсбург проведенное центром 87-страничное комплексно-комиссионное исследование в рамках дела «Арчил Татунашвили против Российской Федерации» 22 августа 2018 года.

В целом, по мнению конфликтолога Левана Герадзе, несмотря на демарши, грузинская сторона не должна идти на поводу у Российской Федерации и представителей сепаратистских режимов, а последовательно расширять список: он должен содержать не только имена конкретных людей, совершивших уголовные преступления, но и политиков из сепаратистских регионов, виновных в разжигании и эскалации преступных действий на этнической почве:

«Во времена Шеварднадзе прокуратура Грузии вела следствие по делам об этнических чистках и другим преступлениям против наших граждан в Абхазии, где был охвачен и послевоенный период. К сожалению, дело так и не было доведено до логического конца, хотя на основании показаний свидетелей было составлено около двухсот томов. Можно поднять эти материалы и разослать всем заинтересованным международным организациям. Мы должны работать со всеми заинтересованными сторонами для установления истины. Если же представители сепаратистских регионов пойдут по пути эскалации напряженности и сорвут международный женевский переговорный формат, то это будет печально, но это будет их выбором. Мы не можем бесконечно оглядываться на капризы марионеточных режимов и идти на поводу у их московских покровителей», – высказал убеждение эксперт.

И все же переговорный процесс завершился на мажорной ноте: в рамках МПРИ 18 декабря была проведена встреча, на которой представители Тбилиси и Цхинвали в мирной обстановке обсудили 12 вопросов. Встреча продолжалась более пяти часов. Журналистов на нее не допустили. Представители российской и югоосетинской делегаций ход переговоров не прокомментировали, поэтому на вопросы журналистов отвечал лишь глава аналитического департамента СГБ Грузии Ираклий Антадзе. По его словам, в ходе встречи стороны затронули 12 вопросов. Скандальная тема «списка Отхозория-Татунашвили», послужившая причиной срыва предыдущей встречи, в этот раз не обсуждалась, пояснил чиновник:

«Этот список является политическим актом, принятым парламентом Грузии. МПРИ является деполитизированной площадкой, на которой не обсуждаются политические вопросы, для этого существует женевский формат. Необходимо отметить, что все попытки де-факто властей цхинвальского региона по политизации этого вопроса пресекались нашей стороной, считающей, что механизм превенции инцидентов не затрагивает политические вопросы».

Стороны условились продолжить переговорный процесс на всех площадках и в следующем году. Встреча назначена на 8 февраля.

XS
SM
MD
LG