Accessibility links

Свобода слова и слово патриарха


В гражданском секторе опасаются, что светские власти могут воспользоваться словом патриарха для «закручивания гаек»
В гражданском секторе опасаются, что светские власти могут воспользоваться словом патриарха для «закручивания гаек»

Свобода слова – благо, требующее ограничений? Рождественская эпистола грузинского патриарха вызвала большой резонанс в гражданском обществе. Та часть, которая касалась свободы слова и участившихся, по мнению предстоятеля Грузинской православной церкви, случаев клеветы, несет большую опасность демократическим процессам, считают представители неправительственного сектора.

«Свобода слова – важнейшее право для общества, которое дает возможность каждому гражданину публично выражать мнение и использовать для этого медиа и социальные сети. Это создает ощущение личной свободы, дает возможность делиться мыслями с другими, но, к сожалению, часто происходит и злоупотребление свободой слова», – это выдержка из рождественской эпистолы Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго:

«Сегодня люди больше не стесняются безосновательно оскорблять, унижать других; ложь и сквернословие стали обычным явлением. Участилась и самая тяжелая форма лжи – это осознанная, сознательная ложь, –​ клевета, которая порой виртуозно укрыта под именем правды, что вводит в заблуждение слушающего хотя бы сначала. Делающие это, наверное, думают, что, поскольку физически не совершают насилие над другими и не наносят телесные повреждения, это незначительная провинность, что является очень большой ошибкой. Слово имеет необычайную силу – как положительную, так и отрицательную, так как у него есть способность созидания. Есть слово, дающее жизнь, и слово, равное смерти. Кроме того, ни одно из наших слов не пропадает, и это будет нашим обличителем перед Богом».

Свобода слова и слово патриарха
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:46 0:00
Скачать

В правительстве посыл патриарха услышали. Премьер-министр Мамука Бахтадзе дал понять, что власти прислушаются к наставлениям духовного лидера нации:

«В рождественской эпистоле патриарха мы услышали много очень важных посылов об образовании, нашей молодежи, подростках, правилах здорового образа жизни, любви к родине, тех вызовах, которые беспокоят каждого из нас».

А вот в гражданском секторе ту часть рождественской эпистолы, которая касалась клеветы, считают очень опасной, так как светские власти вполне могут воспользоваться словом патриарха для действий в направлении «закручивания гаек». Тем более, как отмечает глава журналисткой хартии Ната Дзвелишвили, говорить о том, что в Грузии нет наказания за клевету, неверно. Просто в стране в этом отношении действуют регуляции, не подразумевающие уголовную ответственность:

«У нас есть соответствующее законодательство. Этот вопрос регулирует гражданский кодекс. Просто сейчас, согласно соответствующей статье, сам истец должен доказать, что распространенная в отношении него информация является ложью. Помимо этого, различаются понятия «факт» и «мнение». Другое дело, какая практика на сегодняшний день в нашей системе правосудия. В этой сфере, в том числе в вопросах злоупотребления свободой слова и клеветы, действительно существует много вопросов. Но мне кажется, что в сегодняшнем обществе в вопросе свободы выражения собственного мнения отката назад не получится. В 2004 году был сделан большой шаг вперед в этом отношении – статья о клевете была перенесена из уголовного в гражданский кодекс, то есть, говоря простым языком, за клевету больше не сажают в тюрьму. И сейчас возвращение к прежним стандартам мне кажется крайне маловероятным. Тем не менее общее недоверие к власти порождает тревогу в гражданском обществе, поэтому мы очень внимательно следим за каждой такой фразой».

При этом, по словам главы НПО «Демократическая инициатива Грузии» Георгия Мшвениерадзе, за последнее время уже были попытки опосредованно ограничить свободу слова. И то, что представители политической элиты могли услышать в рождественской эпистоле патриарха – призыв прямо ограничить свободу слова, – вызывает большую тревогу, говорит Георгий Мшвениерадзе:

«Мы помним изменения в закон о культуре, были поправки в закон о рекламе, которые фактически ограничили свободу слова, я имею в виду дело «Аииса» (компании по производству презервативов) и не только. Теперь вот регулирующая комиссия требует от вещателей обеспечить защиту этических стандартов в политической рекламе. В нашем нынешнем законодательстве прописаны нормы борьбы с клеветой, баланс есть, но этот баланс не удовлетворяет запросам так называемых авторитетов, которые часто становятся объектами критики в Грузии. Это могут быть представители доминирующей религиозной группы, это могут быть представители власти. И сейчас нельзя допустить, чтобы власть предержащие смогли ограничить свободу слова. То, что председатель парламента услышал в эпистоле патриарха, он может воспринять как призыв к действию, и это очень опасно. Мы всегда должны помнить, что демократии не существует без свободы слова. Это борьба против свободы слова, это борьба против будущего нашей страны».

С тем, что попытки так или иначе ограничить свободу слова предпринимаются постоянно, согласна и Ната Дзвелишвили. Но, по мнению главы журналисткой хартии, в условиях существования интернета они обречены на провал:

«В условиях современных технологий, в условиях существования социальных сетей практически нереально ограничить свободу слова. Если, конечно, мы не хотим стать, например, Турцией. Если не хотим стать авторитарной страной, где в принципе запрещены целые платформы (социальные сети, интернет-порталы). Регулирование свободы самовыражения практически невозможно».

Что же касается ничем не регулируемого потока информации, в первую очередь в интернете, в том числе фейковой и содержащей клевету, то, по мнению специалиста, со временем этот процесс урегулируется самостоятельно – информационный поток сузится, а граждане научатся фильтровать информацию.

XS
SM
MD
LG