В Абхазии уже много десятилетий не решается проблема складирования и переработки мусора. Многие свалки образуются стихийно и начинают функционировать сами по себе. На днях обнаружилась очередная большая незапланированная свалка в Сухуме.
О том, что в столице образовалась и действует почти три года мусорная свалка в районе турбазы, я узнала случайно. Знакомые рассказали, и мы поехали посмотреть.
Доехали по главной трассе до поворота на турбазу по улице Дермановского, по улице Армейской завернули направо и проехали вдоль реки Баслы метров сто к горам. И вот она, новая стихийная свалка, недавно возникшая, но успевшая вырасти и почти полностью закрыть вид на реку.
Чего тут только нет: строительный мусор, старая мебель, пластик и всякие прочие бытовые отходы. Вид этой свалки шокирует, потому что она вольно раскинулась на берегу реки и вдоль дороги.
О ситуации рассказала Анна Дьячкова, специалист по сценическому костюму из Екатеринбурга. Она каждый год приезжает в Сухум на несколько месяцев, чтобы поработать в одном из наших театров, и живет в непосредственной близости от мусорной свалки. Ее местоположение она описала так: «Мы находимся на берегу реки Басла, параллельно улице Чанба, но с другой стороны реки. За нами дальше будет старый заброшенный кирпичный завод, здесь когда-то недалеко, буквально в трехстах метрах от нас была, насколько я знаю, военная прокуратура. То есть раньше здесь было сосредоточение жизни, здесь был местный центр на турбазе. Но сейчас, конечно, все это в упадке и каком-то очень сильно заброшенном и увядшем состоянии».
Свалка образовалась на глазах у Анны Дьячковой, которая была свидетелем этого процесса. Она рассказывает: «Я первый раз появилась в Сухуме в 2015 году, приехала к друзьям отдыхать. И мы стали гулять здесь с собакой, ходили до кирпичного завода. Здесь были просто чьи-то заброшенные владения, разрушенные дома, заброшенный сад. И на обочине дороги лежала небольшая кучка бытового строительного мусора в виде старых досок, пары стульев, уже точно не помню. Но за последние три года, 2016-й, 2017-й и 2018-й, эта свалка стала множиться. Кучка к кучке, это все нарастает, становится все больше и больше, и сейчас это место превратилось в гигантскую дикую свалку. Старых домов здесь уже не видно, не видно старых фундаментов, потому что все это погребено под огромными горами мусора. Периодически приезжают грейдеры, которые этот мусор стаскивают еще ближе к реке, освобождая место для новых огромных куч мусора, которые растут очень быстро!»
На вопрос о том, кто привозит сюда мусор, Анна Дьячкова ответила: «Я думаю, что жители окрестных домов, потому что постоянно где-то идет ремонт, меняют крыши, перекрытия, сбивают старую штукатурку с фасадов, и весь этот мусор оказывается здесь. Но иногда приезжают небольшие грузовички, которые привозят мусор. Откуда они, я не знаю, наверное, все это из ближайшего района, вряд ли это везут с другого конца города специально сюда. Я так думаю, что все равно это делают люди, которые живут в непосредственной близости от этого места».
Я попросила Анну Дьячкову рассказать о реакции местных жителей на свалку и, если ей что-то известно, о реакции городских властей, она сказала: «Я знаю местных жителей, которые, конечно, очень недовольны всем происходящим. Им это очень не нравится и неприятно, и они готовы с этим что-то сделать, но не знают как. А есть люди, которые прикладывают руки к образованию этой свалки. По крайней мере, огромные кучи пищевых отходов именно с верхних домов. Видимо, людям лень собирать свой мусор и вывозить его вниз в большие контейнеры, которые выставила администрация города на улицах. Они просто собирают его в отдельные мешочки и на тележках или тачках вывозят сюда и сваливают. Чтобы кто-то с большим резонансом обращался к властям, мне кажется, этого не было. Если бы это было, наверное, они бы какие-нибудь меры приняли по устранению этой огромной свалки. Но, учитывая то, что никакие меры не предпринимаются, а свалка только ширится и множится, предполагаю, что никто никогда к властям города не обращался».
И Анна Дьячкова оказалась права, потому что ни абхазские экологи, ни санитарно-эпидемиологическая служба города, как удалось выяснить, об этой свалке никогда даже не слышали. Но обещали, что займутся этим вопросом.
Нельзя не отметить потребительское отношение жителей к городу, в котором они живут. Удивляет их готовность захламить берег реки, которая несет мусор в море, в котором мы все купаемся. О красоте природы и бережном к ней отношении уже даже не говорю. Люди не думают и о том, что гора из отходов рано или поздно все равно окажется перед их домом, к которому прибегут крысы и прилетят мухи. И, возможно, детям придется думать, что с этой свалкой делать.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия