Абхазская судебная система уже пять лет фактически не позволяет Владимиру Чикину, отцу убитой в Сухуме россиянки, покинуть республику. Отставного офицера удерживает в Абхазии желание восстановить справедливость. Чикину удалось добиться пересмотра оправдательного и вынесения обвинительного приговора для убийц своей дочери. Теперь же он пытается добиться возмещения ему морального и материального ущерба. Сегодня при рассмотрении частной жалобы Чикина Верховный суд Абхазии отказал в ее удовлетворении.
Как известно, сытый голодному не товарищ. Людям, не пережившим того, что пережил отец убитой в Абхазии молодой женщины Екатерины Косовой, наверное, трудно понять, почему он столько лет по крупицам отсуживает у абхазской судебной системы то, что ему положено по закону. Но еще менее понятно, почему судьи отказывают ему в возмещении его расходов, разбирая по километрам его маршруты и типы проездных документов, сокращая его затраты и вынося вердикты на том основании, что купе для отставного военного – непозволительная роскошь.
Судебные мытарства Владимира Чикина длятся уже пять лет. 28 апреля 2013 года в Сухуме была зверски убита россиянка Екатерина Косова. 13 марта 2015 года ее убийцы были оправданы Верховным судом под председательством судьи Заура Аджинджала. Этот же состав суда признал виновным и осудил на 15 лет Хаджарата Джопуа, который позже был оправдан в убийстве.
В этом же судебном процессе были рассмотрены и исковые требования Сергея Косова, супруга Екатерины, о компенсации морального вреда, имущественного ущерба, расходов на погребение и процессуальных издержек на общую сумму 1 млн 170 тысяч рублей. А также ходатайства Владимира Чикина о возмещении процессуальных издержек на сумму 109 тысяч рублей. Суд присудил им совокупно 300 тысяч рублей по всем требованиям. И всю эту сумму обязал выплачивать осужденного Хаджарата Джопуа.
Владимир Чикин подал кассационную жалобу на судебное решение и добился пересмотра приговора при поддержке Генеральной прокуратуры Абхазии. В результате, 6 декабря 2016 года новый суд первой инстанции под председательством судьи Верховного суда Тимура Тарба оправдал Хаджарата Джопуа в убийстве и признал виновными Астамура Адлейба и Тенгиза Ес-оглы. В настоящее время они отбывают назначенный им срок заключения под стражей по 12 лет каждому.
Однако суд не рассмотрел публично в ходе судебного разбирательства вопрос о возмещении ущерба потерпевшим, а вынес решение по иску и ходатайству Сергея Косова в размере 500 тысяч рублей в счет компенсации морального вреда и имущественного ущерба, и в размере 37 тысяч рублей на возмещение процессуальных издержек. По ходатайствам Владимира Чикина суд присудил 109 тысяч рублей в счет возмещения процессуальных издержек.
Расходы на погребение Екатерины Косовой в 150 тысяч рублей не были возмещены судом. Суд не возместил и убытки потерпевших, которые за годы судебных разбирательств превысили 380 тысяч рублей.
Об этом решении суда Владимир Чикин говорит: «Обида на решение суда принципиально для меня заключается в том, что присужденные зятю по иску 500 тысяч рублей за вычетом имущественного ущерба составляют моральный вред в размере 468 тысяч рублей. Если разделить на двоих убийц, то каждый заплатит по 234 тысячи рублей за жизнь моей дочери. С этим я смириться не могу. На мой взгляд, это нечеловеческое, аморальное и незаконное решение».
Не согласившись с этим решением, Владимир Чикин 15 мая 2018 года подал исковое заявление от обоих потерпевших в Сухумский городской суд. В нем он просил возместить ему расходы в размере 380 тысяч рублей (сюда входят расходы на погребение и процессуальные издержки), а также компенсацию морального вреда ему в размере 1 млн рублей. Суд отказал в рассмотрении этого иска, и Владимир Чикин подал частную жалобу.
Он так обосновал свое решение добиваться компенсации: «Процессуальные расходы, которые составляют 380 тысяч рублей, – это деньги из моей пенсии. Оставить их как плату за убийство дочери я не могу. Закон требует мне их возместить, этого требуют и Гражданский кодекс, и абхазская Конституция, и другие законы. Если я отступлюсь от своих требований, то получится, что я фактически еще и оплатил убийство своей дочери. Я этого сделать не могу».
Кассационная коллегия Верховного суда 23 июля 2018 года по частной жалобе Владимира Чикина разрешила Сухумскому городскому суду рассмотреть иск только в части компенсации морального вреда, таким образом она не дала согласия на рассмотрение возмещения реального ущерба в размере 380 тысяч рублей.
И 31 августа 2018 года судья Сухумского городского суда Марат Авидзба принял решение о частичном удовлетворении иска в размере 450 тысяч рублей за причиненный моральный вред, а судебные расходы Чикина по гражданскому делу в размере 63 тысяч рублей удовлетворил наполовину.
Таким образом, на данный момент размер компенсации морального вреда обоим потерпевшим в сумме составил 918 тысяч рублей. Это решение устраивает Владимира Чикина. Но 380 тысяч рублей реального ущерба остаются не возмещенными. Он также не согласен с решением судьи Марата Авидзба, который отказал ему в полном возмещении его убытков.
Сегодня решение Сухумского городского суда Владимир Чикин оспаривал в кассационной инстанции Верховного суда. Суд под председательством Мадины Логуа рассмотрел его жалобу и отказал в ее удовлетворении. Теперь Владимир Чикин намерен подать надзорную жалобу на решение кассационной коллегии Верховного суда от 23 июля 2018 года о возмещении ему реального ущерба.
Реальный ущерб в размере 380 тысяч рублей не возмещен по сей день. Более того, сумма судебных расходов за время суда выросла на 63 тысячи рублей, а сегодня стала больше еще на 32 тысячи рублей.
Еще один штрих: 6 декабря 2016 года суд определил назначить расследование по факту дачи ложных показаний в отношении шести свидетелей. Однако Генеральная прокуратура не начала расследование, пока 5 февраля 2018 года Владимир Чикин не обратился к ней с заявлением и просьбой ознакомить его с результатами проведенной проверки. Только после этого началось расследование, которое было поручено городской прокуратуре. По имеющимся у Владимира Чикина сведениям, один из свидетелей бесследно исчез, а остальные были допрошены. И тут подоспела амнистия к 25-летию Победы, и все ушли от ответственности. Впрочем, городская прокуратура обещает подготовить и передать Чикину свой официальный ответ.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия