Accessibility links

Абхазия: что будет через 20 лет?


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Очередные скандальные новости поступают из Абхазии: в начале 2019 года там убит один и ранен один россиянин, последний – предположительно, бизнесмен, которого попытались взорвать.

Параллельно группа российских предпринимателей активно пытается привлечь внимание российской же общественности и власти к своим проблемам, возникшим в Абхазии, – отъему бизнеса, угрозы жизни, потере внушительных сумм денег, вложенных в республику.

Сами по себе эти факты, наверное, в обычной ситуации не воспринимались бы как нечто неординарное – мало ли кого где могут убить, да и отъем бизнеса – далеко не самое редкое явление на пространстве бывшего СССР. Удивительно даже не то, что это происходит в Абхазии, полностью зависимой от России во всем – от защиты безопасности до ремонта сельского детсада, Абхазии, население которой на 100% вооружено российскими паспортами. Удивительна реакция Москвы на все эти факты – точнее, полное отсутствие таковой.

Проблемы русских в Абхазии – как местных, так и российских – известны уже многие годы, и поразительно то, что все это происходит на фоне абсолютного молчания не только официального Кремля, но и околоправительственных структур России. Совершенно невообразимым образом абхазам прощают то, за что другим устроили бы перманентный дипломатический скандал, а в идеале – забросали бы бомбами.

Долгое время я никак не мог понять, почему им столько позволено? Почему Россия, которая известна тем, что не считается вообще ни кем, в этой ситуации с абхазами считается даже больше, чем со своим союзником – независимым государством, членом ООН, довольно развитой по советским меркой страной – Арменией, которую в Кремле откровенно не ставят ни в грош?

Конечно, наиболее логичным был бы ответ: в России действует такая же система, соответственно, Абхазия идет в унисон с Москвой. Но на самом деле в России все обстоит иначе. Там есть государство и четкие, хоть и порочные, правила игры, которые позволяют сотням тысяч бизнесменов при их соблюдении спокойно зарабатывать миллионы долларов.

Даже рейдерские захваты в России носят куда более изысканный характер – прежде чем приступить к отъему бизнеса, изучают его слабые стороны, идут в суды, находят какие-то обходные пути и т.д. Вот чтобы просто так: мне нравится твой бизнес, поэтому вали к черту, в России если и происходило, то в глубокие 90-е, но не сейчас.

То же самое с отобранными квартирами. В России есть черные риэлторы, но и они действуют куда более завуалировано и разнообразно – находят беспризорных стариков и старушек, спаивают их, пичкают лекарствами, обманывают, добиваясь, чтобы они подписали нужные документы.

В общем, скажем обобщенно: чинимый в отношении русских и россиян в Абхазии беспредел выходит далеко за рамки собственно российской коррупционной системы. Я уже ничего не говорю о систематических унижениях российских туристов со стороны абхазской молодежи, многие эпизоды из которых можно увидеть в ютубе.

Короче – вопрос: почему Россия все это терпит? Сами абхазы, по крайней мере, те, с кем я могу контактировать в социальных сетях, и, судя по тому, что я читаю в интернет-СМИ, объясняют это просто: Россия не может с ними не считаться, потому что не смеет им перечить. Потому что у Абхазии – суперэффективное гражданское общество, которое плевать хотело на Россию. Потому что Россия по гроб обязана абхазам, иначе сейчас натовская база стояла бы под Сочи. Потому что абхазы – народ-победитель, да и вообще русские пусть помалкивают, а то мы и их прогоним.

Что ж, у меня есть свое мнение по этому поводу, и оно состоит в том, что Россия сама заинтересована в том, чтобы все шло так, как идет сейчас.

Говорю это из своего, можно сказать, личного опыта. С абхазами сейчас делают то же, что с грузинами в 70-80-е годы – сажают их на иглу: халява, тяга к легким деньгам, наплевательское отношение к закону, незаслуженные привилегии, чрезвычайно завышенное самомнение, потеря тяги к нормальному образованию, ну и как венец всего этого процесса массового растления – наркотики, выпивка, оружие, быстрая езда без правил.

Сами подумайте: зачем ломать голову, зачем тратить по несколько часов в день на занятия, конкурировать с окружающим миром, учиться, меняться, пересматривать свои взгляды на жизнь? Кому это надо – все ведь и так хорошо: бабки капают и без знаний и высоких технологий, да еще в таком формате, который не требует отказываться от устаревшей национальной идентичности? Да еще и московских лохов доить можно. Прямо не жизнь, а сказка.

Абхазы меняются, и не в лучшую сторону. Я сам родом из Сухуми, и я вполне неплохо знаю, что представлял собой абхазы в 70-80-е годы. Это был довольно простодушный, бесхитростный, не слишком супер-продвинутый, но при этом довольно честный и приличный народ – ну так, в целом, не без исключений, конечно.

В то время как грузины уже полностью, с головой окунулись в наркотики, бухло и воровские понятия, абхазы были куда более сдержанными и менее падкими на все эти безобразия. И в конечном итоге – это принесло результат.

Именно это поколение абхазов – немногословное, сдержанное и преимущественно без вредных привычек – победило в войне в 1993 году. Говоря «победило», я имею в виду, что абхазы со своей стороны проявили себя очень хорошо. Скажем прямо, в те годы они оказались куда более организованными, упорными и целеустремленными, чем грузины, и тот факт, что войну в конце концов выиграла Россия, – не отменяет этого обстоятельства.

Никогда не стеснялся и сейчас не постесняюсь это признать: абхазы проявили себя в той войне намного лучше нас...

Что ж, а теперь оглянитесь вокруг. Посмотрите многочисленные кадры издевательств сопливых абхазских пацанов над русскими туристами. Посмотрите статистику смертности в автоавариях в бухом состоянии, которая превышает даже показатели России и Грузии – лидеров в масштабах Европы по этому показателю. Посмотрите их отношению к собственному государству, посмотрите на их отношение к труду, к бизнесу...

Что из них вырастет и какую страну они смогут построить, и смогут ли вообще? Посмотрите на их явно преувеличенное самомнение как на общенациональном, так и индивидуальном уровне. Ведь не зря одним из самых страшных грехов в христианстве считается гордыня – именно она лишает людей разума, делая их ни на что не способными потребителями.

Это ровно то, что сейчас Россия делает в Абхазии. Медленно, спокойно, методично. Наплевав на собственных граждан – да и кому они нужны, кто ими интересуется? Как говорится, бабы еще нарожают.

Поэтому Кремль ничего не терпит и ни с кем не считается. Кремль просто спокойно смотрит на процесс растления некогда спартанского и аскетичного народа и понимает: еще лет 20 в таком духе – и в Абхазии не останется никого, кто мог бы оказать сопротивление...

Именно поэтому в Абхазии нет и не будет никаких реформ, так как это, во-первых, противоречит российской системе управления, во-вторых – в чем цель любых реформ? Сделать людей умнее, практичнее и в конечном счете конкурентоспособнее. А поскольку цель – прямо противоположная, то и отсутствие реформ – это не ошибка системы, как многим кажется, а это и есть сама система.

Под шумок разговоров о собственной исключительности и особом месте на карте мира абхазы не видят или не хотят видеть, что их якобы «большой друг» на самом деле роет им яму...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG