Официальная часть первого рабочего визита президента Грузии, стартовавшая сегодня, прошла в атмосфере частичного информационного вакуума. Саломе Зурабишвили явно не горит желанием делиться с прессой содержанием своих встреч. На публике выглядит оптимистично, но темы, поднимаемые представителями ЕС, не самые приятные для госпожи президента.
Грузинский флаг напротив офиса Еврокомиссии – первый официальный зарубежный визит Саломе Зурабившили в ранге президента страны в Брюсселе оформили согласно всем нормам дипломатического этикета. Сама Зурабишвили, не раз заявлявшая, что дипломатия – ее родная стихия, от своего визита ожидает серьезных подвижек в плане евроинтеграции страны. Правда, делиться ожиданиями предпочитает не напрямую, а посредством Facebook и Twitter:
«Я прибыла в Брюссель, чтобы провести свой первый рабочий визит с нашими евроатлантическими партнерами. Я проведу встречи с официальными лицами из НАТО, Евросоюза, Еврокомиссии и Совета Европы. Я также встречусь с грузинскими студентами и представителями нашей диаспоры в Бельгии».
Первая встреча – с еврокомиссаром по вопросам европейской политики соседства и расширению Йоханнесом Ханом. Стороны обсудили европейские устремления Грузии и то, насколько важен 2019 год для отношений между Тбилиси и ЕС, так как сейчас отмечается десятая годовщина программы «Восточного партнерства». Президент Грузии ознакомила Йоханнеса Хана с детальной информацией в связи с тяжелым гуманитарным положением на неподконтрольных официальному Тбилиси территориях. Комментировать результаты переговоров стороны не стали.
Общению с журналистами президент предпочла общение с грузинскими студентами, обучающимися в высших учебных заведениях Бельгии. Встреча прошла в формате «вопрос-ответ». Молодых людей в первую очередь интересовали приоритеты главы государства во внешней политике. А также то, как президент видит роль молодежи, проживающей за пределами Грузии, в вопросе популяризации страны на международной арене, а после возвращения на родину – в деле развития государства.
«Встреча была открытой, у студентов была возможность задать прямые вопросы. Президент отметила, что в такой маленькой стране, как Грузия, студенты (походящие обучение за рубежом) являются капиталом для ее развития», – говорит одна из присутствовавших на встрече студенток.
Уделила Зурабишвили время и общению с представителями диаспоры. Пятый президент Грузии видит в этой части грузинского общества, к которому и сама принадлежит, силу, способную влиять как на процессы внутри страны, так и на поднятие имиджа Грузии в мире. По словам постоянного представителя Грузии в ЕС Натали Сабанадзе, сопровождающей президента во время ее брюссельского визита, глава государства ознакомила собравшихся с инициативой введения института представительства диаспоры в парламенте и рассказала о планах по участию диаспоры в происходящих в стране важных процессах:
«Госпожа президент затронула несколько интересных тем. Одной из них стал вопрос двойного гражданства, который интересует всех. Еще одной темой был вопрос диаспоры – чтобы ее интересы были представлены в парламенте. Во многих странах диаспора играет большую роль, и сегодня грузинская диаспора очень усилилась».
Главные встречи – с президентом Евросовета Дональдом Туском и главой Еврокомиссии Жан Клодом Юнкером, по итогам которых картина первого зарубежного визита пятого президента Грузии станет более ясной, – назначены на поздний вечер. Но то, что дипломатическим навыкам Саломе Зурабишвили предстоит довольно серьезное испытание, стало ясно по комментариям европарламентариев, которые на закрытой встрече с грузинским президентом подняли не самые приятные для госпожи Зурабишвили вопросы. В частности, представитель Германии в Европарламенте Ребекка Хармс затронула тему нарушений на президентских выборах в Грузии:
«Мы рассмотрели вопросы выполнения соглашения об ассоциации с ЕС, есть ли прогресс. А также те вопросы, которые имеются у европарламентариев относительно президентских выборов. В том числе обещание списания долгов гражданам Грузии перед вторым туром. Наши представители, которые занимались мониторингом выборов, считают это попыткой повлиять на волеизъявление граждан Грузии и оценивают, как один из серьезных негативных факторов. Это сложный вопрос, и он не должен стать грузом в будущих отношениях между Грузией и Европейским союзом».
Впрочем, не только нарушения на выборах вносят диссонанс в отношения Грузии с ЕС. Куда более важной для Брюсселя является ситуация с растущим числом обращений от грузинских граждан о предоставлении им политического убежища в странах шенгенской зоны, с которыми у Грузии действует соглашение о визовой либерализации. Как минимум пять государств – Франция, Германия, Швеция, Швейцария и Греция – уже выразили серьезную обеспокоенность и требуют от Тбилиси решить проблему. В частности, только в декабре 2018 года около тысячи грузинских граждан обратились к властям Франции с просьбой предоставить политическое убежище. А на минувшей неделе из Германии, Австрии и Ирландии были депортированы 62 гражданина Грузии. Так что, считают наблюдатели, Саломе Зурабишвили, при всем ее дипломатическом опыте, будет непросто убедить руководство ЕС в том, что Тбилиси сумеет решить проблему без задействования карательных мер со стороны Евросоюза.