Как и следовало ожидать, на мою прошлую публикацию о том, каким может быть будущее Абхазии через 20 лет в условиях господства российской системы управления, откликнулось немало абхазов, и их мнения по поводу прочитанного преимущественно были негативными.
В частности, ответы в основном были выдержаны в духе «А у вас негров линчуют», и перечень аргументов был примерно один и тот же: у вас убийств не меньше, у вас наркоманов не меньше, а также пьяных водителей, аварий со смертельным исходом, передозировок и прочих прелестей... Да и вообще, чья бы корова мычала, вы там в нищете подыхаете.
Первой моей реакцией было то, что блог вообще-то был не о том, как в Абхазии все плохо или хорошо, тем более в сравнении с кем бы то ни было, а о российской политике в непризнанной республике. По идее, этого объяснения должно было быть достаточно.
А потом мне стало самому интересно, как выглядит сравнение Грузии и Абхазии не в лозунгах, не в политике и не количестве геев, которых никто не сможет нормально подсчитать, а в цифрах, в том, что подчиняется законам математики?
Я потратил пару часов на сравнение данных, и получилась довольно интересная картина.
Первое – это, конечно, экономика. По идее, постановка вопроса должна быть понятной: у кого экономика лучше и кто живет богаче – средний грузин или средний абхаз? Однако специфика ситуации не позволяет считать сравнение уровня жизни населения достаточным – вполне вероятно, что средний абхаз имеет денег больше, чем средний грузин, но зато средний абхаз большую часть своих денег получает в подарок от России, а грузину приходится пахать за каждый ломаный цент.
Высказанное выше мнение непопулярно среди абхазов, которые любят занижать уровень прямой финансовой поддержки со стороны Кремля и преувеличивать свою, самостоятельную долю в экономике республики.
На самом же деле есть прямая помощь в виде 70% бюджета, а еще есть косвенная, путем политических преференций. Абхазия зарабатывает и собирает налоги с туристического бизнеса, который полностью зависит от воли Москвы, Абхазия зарабатывает и собирает налоги с экспорта мандаринов, вина и мимозы опять-таки в Россию... Словом, в любом случае, прямо или косвенно, доходы жителей Абхазии полностью зависят от доброй воли одной конкретной страны.
Очень часто слышу упреки со стороны абхазов в том, что «вас содержит Запад». Давайте не будем останавливаться на моральной стороне вопроса, когда представители территории, бюджет которой на 70% дотируется зарубежной помощью, упрекают кого-либо в паразитизме. Как я уже сказал выше, о морали, нравственности и православии мы ничего не говорим. Только о цифрах.
Так вот, цифры показывают, что представление о Грузии, которая находится на содержании Запада, – бесконечное преувеличение, если не сказать пропаганда. 90% денег, получаемых Грузией от западных доноров, – это либо инвестиции, либо кредиты.
Чтобы не быть голословным: беглое ознакомление с государственным бюджетом показывает, что Грузия, которую «содержит Запад», исправно выплачивает свои международные долги, причем речь идет о гигантских по нашим меркам суммах. К примеру, в 2018 году бюджет Грузии составлял 12 млрд лари, это примерно около 5 млрд долларов, из них на покрытие долгов был потрачен один млрд лари, то есть около 400 млн долларов. Хорошенький подарок...
Дорогие абхазы, сколько вы платите из своего кровного бюджета на погашение тех сумм, которые Москва перечисляет в ваш бюджет? Молчите, да?
Думаю, что на этом сравнение экономической стороны вопроса можно заканчивать... Нельзя сравнивать уровень доходов простой сотрудницы юридической компании и жены миллионера – последняя, возможно, живет побогаче первой, но ее заслуга в этом – нулевая.
Пошли дальше, с калькулятором в руках. Сравниваем самое страшное, что может быть в любой стране, – уровень убийств. То, что является самым наглядным показателем цивилизованности и моральности общества. Там, где много убивают, – ни о какой морали не может быть и речи.
Что ж, считаем по принятой международной практике – на 100 000 населения.
Итак, в 2018 году в Грузии по моему личному подсчету произошло 88 убийств – это несколько завышенный показатель, поскольку я счел убитыми тех, кто на момент совершения преступления формально был жив, но ранения были смертельными. Население Грузии составляет 3,7 млн человек. Соответственно, 88 делим на 37, получаем показатель – около 2,4 на 100 000.
В Абхазии в 2017 году было совершено 28 убийств. Население Абхазии – 240 000. Соответственно, 28 делим на 2,4 и получаем показатель, превышающий грузинский в несколько раз, – 11,1 на 100 000.
Если учесть, что показатель Грузии ощутимо выше, чем в Европе, где он в среднем колеблется от 0,7 до 1,8, то положение в Абхазии не слишком благополучное. Нет, конечно, есть места и похуже: Гватемала, Сальвадор, Мексика, Бразилия, Колумбия, – там об абхазском показателе могут только мечтать, но мы-то сравниваем не с Колумбией.
Следующий очень значительный показатель – смертность в автокатастрофах. Тоже очень важный с точки зрения показателя состояния общества. Чем цивилизованнее страна, тем меньше там ездят бухими в доску, летают по улицам со скоростью звука, и в конечном итоге – меньше убивают на дорогах.
У Грузии в этом деле очень плохой результат – соответствующий ее уровню дикости. Мы с русскими первые в Европе по числу жертв аварий. Это потому, что в Европе ничего не знают про абхазов...
Итак, в 2018 году в Грузии на дорогах погибло 450 человек. Идем по уже проторенной дорожке и вычисляем соотношение на 100 000. Берем 450, делим на 37 и получаем 12,1 на 100 000. Столько народу в Грузии гибнет каждый год в авариях. Страшные цифры.
Но вот в Абхазии в 2018 году в авариях погибло 64 человека. Берем 64 – делим на 2,4, и получается опять... Как говорится, впереди планеты всей – 26 на 100 000, почти в два раза больше, чем в Грузии. Нет, конечно, есть страны, где Абхазия была бы раем с точки зрения порядка на улицах, например, Индия, но мы-то сравниваем не с Индией. А с ненавистной Грузией.
Единственное по поводу чего я пока не нашел конкретных данных, – это уровень наркозависимости, так как все цифры в интернете по этому поводу – от балды. И потом, что значит «наркопотребитель»? Обычный человек, который раз в неделю покурит травку, и конченый наркоман в этой статистике расцениваются одинаково, что несправедливо.
И все-таки, хоть и говорил, что буду говорить только о цифрах, но не получается, поскольку состояние цифр напрямую зависит от состояния общества: если в стране много убивают, давят на улицах, умирают от передозировки, забывают об элементарном гостеприимстве и оскорбляют гостей, – это признак того, что у страны проблемы именно, как говорится, с моральным обликом.
А с чем именно связано это падение – об этом и шла речь в прошлом блоге.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции