Презентация новой книги об истории ингушского национального движения второй половины XX столетия прошла в минувшую субботу в пресс-центре общественного движения «Народный совет Ингушетии». Выпуск книги приурочен к 45-й годовщине общегражданского митинга ингушей в Грозном.
9 февраля состоялась презентация книги «Ингушское национальное движение 1956-1973 гг.», автором которой является известный ингушский историк Нурдин Кодзоев. Идея написания такой книги принадлежит члену «Народного совета Ингушетии» Сераждину Султыгову.
По словам Султыгова, ингушское национальное движение в книге разделено на три этапа: первый этап – с середины 50-х годов до начала 1960 года, когда шла борьба за возвращение из ссылки на родину и восстановление Чечено-Ингушской АССР; второй этап приходится на 1972-73 гг., когда лучшие представители народа потребовали от руководства советского государства возвращения ингушам Пригородного района, незаконно отторгнутого у них во время депортации в Казахстан; и третий этап охватывает период с 1988-го до 1992 года, когда ингушам удалось добиться принятия закона «О реабилитации репрессированных народов» и воссоздать ингушскую государственность. Все эти этапы отражены в четырех главах новой книги.
Особое место в книге уделено общегражданскому митингу, прошедшему в январе 1973 года, ставшему ярким событием не только в истории ингушского народа, но и в целом в истории Советского Союза. В условиях тоталитарного государства выход людей на несогласованную массовую акцию было чрезвычайным происшествием.
Однако, как отметил Нурдин Кодзоев, о тех событиях практически ничего не написали. За исключением небольшой брошюрки руководителя историко-просветительского общества «Ингушский мемориал» Марьям Яндиевой, других изданий по этой теме не было. Автору пришлось скрупулезно собирать в единое целое все имеющиеся документы и воспоминания участников тех событий. И эта работа, по ее словам, будет продолжена с целью дополнить уже вышедшую книгу новыми фактами и свидетельствами.
На презентации выступил один из активных участников ингушского национального движения, известный в республике врач-онколог Ахмед Куштов. Он подробно рассказал о событиях, предшествовавших выходу ингушей на центральную площадь Грозного. Все началось с письма группы коммунистов, направленного весной 1972 года в ЦК КПСС. Письмо подписали 25 ингушей и два чеченца. В нем говорилось о сталинистской группировке во главе с первым секретарем Чечено-Ингушского обкома КПСС Апряткиным С.С., нарушавшей все принципы ленинской национальной политики и препятствующей развитию и становлению местных национальных кадров. Письмо состояло из девяти разделов, каждый из которых посвящался определенному направлению социально-экономического и культурного развития республики.
Из Москвы приехала комиссия, которая ограничилась беседами с некоторыми из тех, кто поставил свои подписи под посланием. В итоге авторов письма подвергли обструкции, многих исключили из партии. Власть ничего не собиралась исправлять, что, безусловно, уменьшило количество активистов, но не сломило энтузиазма оставшихся. Следующее письмо в ЦК КППС было решено посвятить бесправному положению ингушского народа. Оно так и называлось – «О судьбе ингушского народа» и по объему не уступало предыдущему. В письме излагались факты об антиингушской детальности руководства Северо-Осетинского и Чечено-Ингушского обкомов и предлагалось вернуть ингушам все их территории, создав автономную Ингушскую республику, не исключая при этом и вариант создания Осетино-Ингушской АССР.
То, как письмо доставлялось в Москву, напоминает самый настоящий детектив. По словам Ахмеда Куштова, первую группу делегатов, которые должны были поехать в Москву, под надуманным предлогом задержали в Беслане, однако письма у них не нашли и отпустили. Поездка второй группы, в которую входил сам Куштов, могла сорваться из-за убийства одного из делегатов Абдулхамита Измайлова. Убийство, очевидно, заказное. И тем не менее 22 ноября письмо передали в приемную ЦК КПСС, а через 10 дней после этого партийные чиновники встретились с авторами письма. Доводы, изложенные ингушской делегацией, во внимание приняты не были, более того, им заявили, что они не выражают интересы всего народа. Чтобы доказать партийным чиновникам обратное, 16 января 1973 года ингуши стали собираться в Грозном на площади возле памятника Ленину. Власти предприняли меры, дабы воспрепятствовать приезду людей из других населенных пунктов, но люди находили способы добраться до города.
На презентации книги присутствовали участники тех событий и родственники людей, принимавших участие в митинге. Приехали гости и из Чечни. Хаваж Цинцаев, в то время студент ЧИГУ, не смог равнодушно пройти мимо этого события и даже выступил со словами поддержки перед митингующими, за что в своей семье получил шутливое прозвище «революционер». Очевидцы тех событий отмечали хорошую организацию акции, поддержку местного населения и стойкость протестующих, не расходившихся с площади, несмотря на сильные морозы.
За три дня не было зафиксировано никаких противоправных действий со стороны митингующих, никаких антисоветских высказываний, напротив, люди держали портреты Ленина и лозунги, восхваляющие интернациональную политику коммунистической партии.
Дело окончилось тем, что власти предложили демонстрантам сесть в специально поданные автобусы и отправиться по домам, тех же, кто отказался уходить, разогнали в ночь на 19 января, избивая дубинками и обливая водой из брандспойтов пожарных машин.
В книги Кодзоева использованы не только эксклюзивные воспоминания очевидцев, но и уникальные фотографии Мурада Хадзиева, являющиеся на сегодняшний день чуть ли ни единственным фотосвидетельством митинга в Грозном.
Члены Народного совета Ингушетии намерены продолжить работу своих предшественников по отстаиванию национальных интересов ингушей и увековечить память о тех, кто уже внес свой вклад в развитие ингушского национального движения, выбив их имена на специальной мемориальной стене.