Accessibility links

Кавказские пленницы, XXI век


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

В последнее время на Северном Кавказе все более активно заговорили о необходимости борьбы с таким пережитком прошлого, как похищение невест. Говорят об этом многие – от Кадырова до осетинских общественников, даже собирающих подписи против этого явления.

Однако пользы от этого никакой. Девушек как похищали, так и похищают – грубо пихают в машины и везут неизвестно куда, оставляя им единственный выбор: либо в ЗАГС, либо – к прокурору. Но последнее чревато лишними разговорами, кривотолками и сплетнями, а в конечном итоге и порчей репутации. Поэтому, как правило, нехотя, «через не могу», но выбирают первое.

Для начала пару слов о моем персональном отношении к этой традиции. Считаю ее позорной и мерзкой практикой, которая оскорбляет как девушек, так и парней. Девушек – понятно почему: их лишают выбора и вынуждают всю жизнь проводить с тем, кто просто оказался наглее других.

Для мужчин – это унизительно по двум причинам. Первое: похититель как бы сознается в том, что не может заинтересовать девушку сам, своими силами, и вынужден теперь надеяться на помощь общественного мнения в лице соседей и родственников. Второе: похищая девушку, он сознается, что слаб, тщеславен и не стесняется применять силу против женщины, которая, предположительно, дала ему отказ.

Что ж, а теперь по теме – что с этим делать? Вопрос – как прекратить похищения девушек на Кавказе? Ответ – никак. С этим ничего невозможно сделать. Вернее, ТОЛЬКО с этим. Умыкание невест является частью целого традиционного кодекса поведения, и если не отказаться от кодекса, то и похищения никуда не денутся.

Этот варварский обычай исчезнет только вместе со всем остальным: вместе с традиционным родоплеменным обществом, с ориентацией на мнения соседей-родственников, вместе с образом жизни, когда нет ничего частного и личного, когда даже цвет носков, которые носит человек, является предметом пристального внимания целой нации.

У Грузии в этом деле огромный опыт. Все свое детство, юность и молодость я провел в окружении практически каждодневных похищений девушек. Одноклассницы, соседки, родственницы, городские, деревенские, аристократки и лохушки – любая из них могла в один прекрасный день оказаться в чьей-то машине, мчащейся куда-нибудь в далекое село.

Как и во всем, в советское время у грузин в этом деле было две правды: одна для посторонних, вторая для своих. Для посторонних – преимущественно для «русо туристо» и восторженных поэтов в стиле «в России быть поэтом невозможно, о Грузии забыв неосторожно» – это был красивый обряд, как бы понарошку, особенно когда родители против. В итоге выстраивался эдакий экспортный образ похищений: гордые горские джигиты и рыцари на белых конях с согласия невест, разумеется, увозили их в горы вопреки воле зловредных родителей.

Надо ли говорить, что эта благостная картинка не имела ничего общего с реальностью. Конечно, бывало всякое, в том числе и такое, но в подавляющем большинстве случаев похищали вполне серьезно, никак не понарошку.

Кто подсчитает, сколько девушек сломали себе жизнь, оставшись с чужими, по сути, мужчинами, на которых им было плевать? Кто знает, сколько парней были убиты в разборках в связи с похищениями, когда на одну и ту же невесту претендовали несколько женихов?

Продолжалось это десятилетиями и достигло пика в 90-е годы. А потом – вдруг, как будто в одночасье – бац, и исчезло в никуда. Не было никакой борьбы, никто не собирал подписи, никто не грозил смертными карами, никто вообще ничего вслух не говорил – это были те годы, когда грузины все еще пытались изобразить показное благочестие и изо всех сил держались различных табу, в особенности касающихся личной жизни.

Эта мерзкая традиция просто взяла да и исчезла в конце 90-х годов, да так быстро, что никто даже не успел толком это зафиксировать.

Что же случилось, почему обряд, который существовал десятилетия, скончался, не приходя в сознание сам, без чьей-либо помощи? А произошло элементарное: ушел тот образ жизни, при котором похищенная девушка вынуждена была против своей воли выйти замуж за нелюбимого мужчину только по одной причине – «А что скажут соседи?»

На чем держится любая неформальная традиция? На авторитетах. На уважении к людям, которые ее несут и отстаивают. На их моральном преимуществе. А теперь представьте себе: развалился СССР, халява исчезла и люди, привыкшие потреблять без ограничений, вдруг оказываются на грани голода. Все «благородство», существовавшее исключительно за счет подачек из союзного центра, вдруг исчезает в течение всего пары месяцев.

Самое хорошее, что сделала независимость Грузии, – это то, что она сняла маски. Все предстали друг перед другом в полной красе. И вдруг выяснилось, что никаких моральных авторитетов не осталось. Все одинаково запачкались. Те, кто больше всех говорил о морали, – оказались первыми шлюхами, те, кто толкал пылкие речи и тосты о родине и национальных традициях, – оказались такими ворами и мошенниками, что и представить себе трудно.

Постулат – «А что люди скажут?» потерял смысл. Кто такие «люди» и какое они имеют право кому-то что-то указывать? Символом времени стала поговорка: «Пусть каждый присмотрит за своей шлюхой-теткой»...

В один прекрасный день похищенные девушки просто перестали бояться возвращаться домой. «Что соседи скажут? Пусть они присмотрят за своими шлюхами-тетками, а я как-нибудь без них разберусь».

Кончине института похищения девушек способствовало и резкое изменение статуса женщины в грузинском обществе. В начале 90-х, когда мужчины преимущественно интересовались тем, кто в районе вор, а кто фраер, роль спасителей семей взяли на себя женщины.

Так джинн был выпущен из бутылки. Женщины поняли и осознали свои возможности и решили: «А чем мы хуже мужчин?» С этого момента похищать кого-либо потеряло всякий смысл. Исчез страх перед всемогущим общественным мнением, а вместе с ним и необходимость идти у него на поводу.

Нет, конечно, в Грузии до сих пор мнение соседей и родственников имеет очень большое значение, но оно уже не влияет на принятие решений, особенно в городах, где понятие «сосед» вообще потеряло былую значимость.

Вот, собственно, что и произошло и почему похищения девушек в Грузии исчезли бесповоротно.

Возвращаясь к Северному Кавказу. Надо отдавать себе отчет в том, что никакая, самая мерзкая традиция не существует сама по себе. Невозможно сохранять систему, при которой на человека давит целый полк соседей, родственников, бабушек-дедушек, двоюродных братьев, и при этом рассчитывать на то, что похищение невест исчезнет само собой.

Надо понимать: либо меняете все в корне, либо все остается, как было, в том числе и похищение девушек…

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG